Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу n А25-368/08-14. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, факс: 8 (87934) 6-09-16, e-mail: info@16AAS.ARBITR.RU

                                  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                               Дело №А25-368/08-14

19 сентября 2008 года                                                                            Регистрационный номер

                                                                          апелляционного производства 16АП-1578/08(1)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.,

полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 г.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  Афанасьевой Л.В.

Судей Мельникова И.М., Фриева А.Л.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.06.2008 г. по делу №А25-368/08-14

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике

к Республиканскому государственному учреждению «Русский театр драмы и комедии КЧР»

о взыскании задолженности по пене (судья Калмыкова М.Ю.)

при участии в судебном заседании:

от истца: - Алакаев А.В. (дов. от 10.01.2008 №05/90)

от ответчика: - не явились, извещены (уведомление №02769)

 

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее  - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о взыскании с Республиканского государственного учреждения «Русский театр драмы и комедии КЧР» (далее  -  учреждение) задолженности по пени в размере 10 543,35 руб. начисленной в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в результате просрочки исполнения обязанности по уплате установленных законом налогов.

Решением суда от 23.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговой инспекцией заявлены ко взысканию суммы пени, начисленной на задолженность по налогам, срок принудительного взыскания которых пропущен.

Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В жалобе ссылается на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что сумма задолженности по пене (сумма иска) является суммой текущих платежей. Заявитель полагает, что статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено срока для взыскания задолженности (недоимки) по пене по юридическим лицам.

Представитель налоговой инспекции - Алакаев А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Учреждение отзыва не представило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Правильность решения суда от 23.06.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.06.2008 г. по делу №А25-368/08-14 является законным и обоснованным, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя налоговой инспекции от 07.09.2006 № 537 в отношении учреждения была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности начисления, удержания, уплаты и перечисления налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 (л.д.133).

На основании акта выездной налоговой проверки от 24.11.2006 № 335 (л.д.137) налоговая инспекция приняла решение от 22.12.2006 № 195 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам проверки налоговая инспекция доначислила учреждению налоги на общую сумму 276 111 рублей и пени в сумме 85 935 рублей.

Налоговой инспекцией выставлены требования об уплате налога, сбора и пени, в том числе № 61319 по состоянию на 27.12.2006 в котором отражена числящаяся за учреждением согласно лицевым счетам задолженность   - по налогам в размере 276 111 руб. и пени в сумме 85 935 руб. со сроком уплаты до 11.01.2007 (л.д.163), № 77 по состоянию на 13.12.2007 -  по пени в сумме 986,59 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 12), № 78 по состоянию на 13.12.2007  -  по пени в сумме 4 845,22 руб. со сроком уплаты до 03.01.2007 (л.д. 17), № 79 по состоянию на 13.12.2007  - по пени в сумме 78,80 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 23), №80 по состоянию на 13.12.2007  - по пени в сумме 143,79 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 28), № 81 по состоянию на 13.12.2007 где  - по пени в сумме 3271,18 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 33), № 82 по состоянию на 13.12.2007  -  по пени в сумме 958,89 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 38), № 83 по состоянию на 13.12.2007  - по пени в сумме 231,88 руб. со сроком уплаты до 03.01.2008 (л.д. 43) и направлены в адрес учреждения заказными письмами, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами заказной корреспонденции (л.д. 13, 16, 19-22,  24-27,  29-32, 34-37, 39-42, 44-47).

В срок, установленный в требованиях налоговой инспекции, суммы пени в размере 10 543,35 руб. учреждением в добровольном порядке уплачены не были, что явилось основанием дл обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с физических и юридических лиц установленных законом обязательных платежей и санкций.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 настоящего Кодекса.

При этом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2, пунктом 8 статьи 45, пунктом  6 статьи 75 Кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Как следует из Устава, учреждение относится к объектам республиканской собственности, его учредителями являются Министерство Финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерство культуры Карачаево-Черкесской республики, в чьем ведомственном подчинении находится учреждение. Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике учреждению открыты лицевые счета.

Следовательно, взыскание с учреждения налога и пеней может производиться только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (пени) является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогам (пени).

Взыскание в судебном порядке недоимок с юридических лиц предусмотрено статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не определен срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.

В то же время в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Шестимесячный срок для обращения в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.

Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3, статьи 46, пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

Из представленного в материалы дела расчета пени по каждому виду налога видно, что пени в сумме 10 543,35 руб., которые налоговая инспекция просит взыскать с учреждения, были начислены на основании решения налогового органа от 22.12.2006 №195 на сумму выявленной недоимки по налогам за 2003-2005гг. Срок исполнения обязанности по уплате недоимки и пени, начисленной на сумму недоимки, для учреждения наступил 11.01.2007, что указано в требовании №61319 по состоянию на 27.12.2006.

Налоговый орган не обращался в суд с иском о взыскании суммы сумм недоимки по налогам, на которые начислены пени.

Следовательно, учитывая вышеприведенные положения законодательства о налогах и сборах, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки и пеней истек на момент обращения налоговой инспекции в суд с настоящим заявлением (11.09.2007).

В силу главы  11 «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов» Налогового кодекса Российской Федерации  пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Кодекса).

Из содержания статей 46-48, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что порядок взыскания пеней тот же, что и порядок взыскания задолженности по налогу. Вместе с тем пени могут быть взысканы лишь вместе или после взыскания недоимки.

На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.  Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Следовательно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены пени, то пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Изложенное соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. N 8241/07).

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.06.2008 г. по делу №А25-368/08-14.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республике от 23.06.2008 г. по делу №А25-368/08-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                  Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                 И.М. Мельников

                                                                                                            А.Л. Фриев

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу n А15-101/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также