Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А63-14098/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 сентября 2008 года                                                                                                     г. Ессентуки

Дело №А63-14098/2007-С3-16

Апелляционное производство №16АП-1785/08 (1)

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября  2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Цигельникова И.А., Мельникова И.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Казаковой Г.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва в лице представителя в Ставропольском крае - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 по делу                     №А63-14098/2007-С3-16 по иску Муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г. Кисловодск к Министерству Финансов Российской Федерации г. Москва, Министерству Финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социального развития администрации г. Кисловодска г. Кисловодск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот,

с участием в судебном заседании представителей сторон:

от Муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» представитель Узденова Ф.М. (доверенность № 7 от 20.08.2008);

без участия представителей Министерства Финансов РФ и Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, третьих лиц:  Управление труда и социального развития администрации г. Кисловодска.

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» г. Кисловодск (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Российской Федерации и по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края,  Министерству труда  социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социального развития администрации г. Кисловодска о взыскании расходов, возникших в связи с предоставлением в декабре 2004 года льгот по оплате услуг по вывозу бытовых отходов в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 57 904 рублей 39 копеек.

Определением суда от 22.07.2008 к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены публично-правовые образования - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края (том 2, л.д.65-66).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 по делу                     №А63-14098/2007-С3-16  исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано в пользу МУП «Спецавтохозяйство» 49 071 рубль 52 копейки расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов в декабре 2004 года в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и 1 895 рублей 80  копеек расходов по государственной пошлине. В остальной части исковых требований отказано. В иске к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю,  Управлению труда и социального развития администрации г. Кисловодска отказано.

Не соглашаясь с указанным решением, Министерство финансов Российской Федерации г. Москва обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 по делу №А63-14098/2007-С3-16  и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, суд первой инстанции не исследовал в полном объеме обстоятельства дела, следовательно, решение суда является незаконным.

Представитель МУП  «Спецавтохозяйство» поддержал отзыв на апелляционную жалобу в полном объеме, с апелляционной жалобой не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Министерства Финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь, Управления труда и социального развития  администрации г. Кисловодска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От Министерства финансов РФ в суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной  жалобы в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 по делу №А63-14098/2007-С3-16 в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 1 января  2004 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Кисловодск и Управление труда и социального развития администрации г. Кисловодска заключили договор № 9 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за вывоз мусора – твердых бытовых отходов в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (том 1, л.д. 7).

В соответствии  с заключенным договором, истец принял на себя обязательства предоставлять гражданам, проживающим на территории города Кисловодска,  50% скидку по оплате услуг за вывоз мусора, Управление приняло на себя обязательства по мере поступления средств из бюджета и в пределах бюджетных ассигнований производить возмещение фактически понесенных затрат предприятию, согласно выставленным счетам и копиям документов, подтверждающим факт предоставления льготы. Предприятие обязалось ежемесячно в срок до 15 числа следующего месяца предоставлять Управлению копии документов, подтверждающих факт предоставления льгот, а Управление обязуется незамедлительно после поступления средств из бюджета производить возмещение расходов МУП «Спецавтохозяйство» г. Кисловодска (том 1, л.д. 7).

Судом первой инстанции установлено, что истец принятые на себя обязательства исполнил надлежащим образом, предоставляя  в течение  2004 года  лицам, указанным в статье 1 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации »  50% скидку по оплате за предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов, ежемесячно представляя Управлению счета на оплату и списки льготников, расчеты сумм предоставленных льгот. В связи с тем, что расходы предприятию полностью не были  возмещены в декабре 2004 года, предприятие обратилось с иском в суд о возмещении расходов.

Факт оказания истцом услуг льготным категориям граждан подтверждается списками льготных категорий граждан, копиями актов сверок взаимных расчетов за декабрь 2004 года, справками о задолженности федерального бюджета, в которых отражено бесспорное сальдо в пользу истца за декабрь 2004 года в сумме 49 071 рубля 52 копейки, копиями счетов-фактур за указанный период (том 1, л.д. 8, 9, 10, том 2,  л.д. 40-49, Приложение в 10-ти томах).

На основании представленных документов, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем услуг по вывозу твердых бытовых отходов с предоставлением льгот и размер предъявленной к взысканию суммы подтверждаются доказательствами, которые не вызывают у суда сомнений и ответчиками не оспариваются, доказательств, подтверждающих  обратное, суду не представлено.

Статьями 72 и 76  Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные за­коны и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Российская Федера­ция передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов,  по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок рас­ходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки опре­деляется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что если обяза­тельства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то испол­нение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Следовательно, Российская Федерация, установив Федеральным законом о «О социальной защите инвалидов в РФ»  льготы в виде частичной оплаты услуг, приняла на себя обязанность полного возмещения организациям-исполнителям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование – Российскую Федерацию.

Постановлением Правительства РФ № 536 от 14.07.2001 установлено, что  органы исполнительной власти субъектов, получив указанные субвенции, обеспечивают целевое использование выделенных Фондом компенсации средств, при необходимости вносят в Министерство финансов РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций из указанного Фонда в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств.

В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 14.07.2001 № 536, который действовал и в 2004 году, финансирование расходов субъектов Федерации на указанные цели осуществляется в пределах выделенных средств федерального бюджета.

На основании Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» Ставропольскому краю установлен размер субвенций в сумме 232 260,0 тыс. рублей, выделяемых из Фонда компенсации.

Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края, что подтверждается уведомлениями Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ставропольскому краю и в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с названными законами, что подтверждается реестрами на финансирование по Министерству финансов Ставропольского края  (том 1, л.д. 93-144).

 

Как установлено судом первой инстанции, указанные средства не возместили полностью расходы, связанные с реализацией федерального закона, в результате недостаточного выделения средств из федерального бюджета в Ставропольском крае в 2004 году образовалась задолженность в сумме 186 657 тыс. рублей, что отражено в Справочной таблице к отчету об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, направленной в Министерство финансов Российской Федерации (том 1, л.д. 84-92).

В связи с тем, что на протяжении ряда лет финансирование Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» осуществлялось в неполном объеме, в Ставропольском крае ежегодно образовывалась задолженность по финансированию указанных расходов, которая по состоянию на 01.01.2005 года составила 385,6 млн. рублей.

При этом судом первой инстанции установлено, что Министерство финансов Ставропольского края не имеет возможности и правовых оснований для погашения кредиторской задолженности прошлых лет по реализации Федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан и неоднократно принимало меры для истребования из федерального бюджета дополнительных средств на погашение указанной задолженности  (том 1, л.д. 78-83).

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социаль­ной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов Российской

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n  А61-1106/07-13. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью  »
Читайте также