Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А25-1486/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности

решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу

г. Ессентуки                                                                                               Дело № А25-1486/2007-13

11 сентября 2008 г.                                                                              Вх. № 16АП-206/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2008,

                                                                                  дата изготовления постановления в полном объеме 11.09.2008

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П. (судья – докладчик), судей: Сулейманова З.М., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н., с участием в деле от истца – Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Зеленчукские «Тепловые сети» – Хапилина А.В. (доверенность от 01.04.2008 № 4), от ответчика – Министерства финансов       и          имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики – Аджиевой А.Э. (доверенность от 18.04.2008 № 19), от третьего лица – Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики – Пенгановой Х.Р. (доверенность от 20.08.2008), Аргуновой А.В. (доверенность от 20.08.2008 № 006), в отсутствие в судебном заседании третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов  и            имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2008 по делу № А25-1486/2007-13 (судья Тебуев З.Х.), установил следующее.

Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Зеленчукские «Тепловые сети» (далее – предприятие) обратилось с иском к Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о взыскании выпадающих доходов, образовавшихся вследствие предоставления в 2007 году населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в сумме 8 697 005 руб. (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

Решением от 07.07.2008 иск удовлетворен.

Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

По мнению заявителя, судебный акт принят без учета фактических обстоятельств дела, выводы суда противоречат представленным по делу доказательствам, не соответствуют требованиям гражданского законодательства, а также положениям федерального законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Заявитель также указывает, что взысканная сумма не является только суммой, складывающейся из разницы экономически обоснованного тарифа за 1 Гкал от тарифа утвержденного для населения, а состоит еще из расходов на приобретение материалов, ремонтного фонда, затрат на топливо, воду, амортизационных отчислений и выпадающих доходов 2005 года, то есть по фактическому исполнению сметы с учетом всех затрат предприятия, в том числе расходов на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

В тариф на 2007 год были заложены выпадающие доходы предприятия в размере 2 746 900 руб. по итогам 2005 года.

Расчет дотаций необходимых для компенсации выпадающих доходов предприятия, образующихся от реализации тепловой энергии населению на 2007 год, согласно смете расходов, включают расходы на сырье, вспомогательные материалы, топливо, энергию, охрану труда, содержание автотранспорта и недополученный доход в размере 997 500 руб. в 2005 году.

Предприятие и Главное управление по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики в отзывах на апелляционную жалобу отклонили доводы заявителя, полагают, что оспариваемый судебный акт соответствует закону и основан на имеющихся в деле доказательствах.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель предприятия и представители Главного управления по тарифам и ценам Карачаево-Черкесской Республики поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу, считают обжалуемый судебный акт законным обоснованным.

В судебном заседании объявлен перерыв 01.09.2008 с 14 час. 30 мин до 14 часов 04.09.2008.

Правильность решения от 07.07.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав доводы представителей сторон, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики убытков на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде неполученных доходов в размере 8 697 005 рублей, образовавшихся вследствие предоставления в 2007 году населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

 При рассмотрении дела суд правомерно указал на то, что согласно статье 2 Федерального закона № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги), на электрическую и тепловую энергию (мощность).

В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12.10.2005 № 273 «Об утверждения Положения о Главном управлении Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам» на территории республики тарифы на тепловую энергию устанавливает указанное Главное управление.

В соответствии с предоставленными полномочиями Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам постановлением от 30.11.2006 № 45 утвердило экономически обоснованный тариф на производимую предприятием тепловую энергию.

Согласно заключению и анализу проведенного рабочей группой отдела государственного регулирования тарифов Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам представленных предприятием документов для расчета тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям в 2007 году, а также в соответствии с пунктом 20 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» экономически обоснованные расходы (выпадающие доходы), связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, учитываются регулирующим органам при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования. При установлении тарифов на тепловую энергию в 2007 году для безубыточной деятельности предприятия была учтена сумма в размере 2 746 900 руб., по фактически сложившимся в 2005 году прямым затратам: по материалам, по топливу, по воде, и по статье «Прочие затраты, всего»             491 700 руб. (фактически сложившиеся в 2005 году затраты по материалам), 980 100 руб. (фактически сложившиеся в 2005 году затраты по топливу), 1 211 500 руб. (фактически сложившиеся в 2005 году затраты по статье «Прочие затраты, всего»). Из сметы затрат предприятия исключен избыток средств, сложившихся по фактическим затратам в 2005 году в размере 9 026 800 руб., в том числе: на освоение фонда оплаты труда - социальные отчисления; на освоение затрат по статье «Работы и услуги производственного характера»: на освоение затрат по статье «Амортизация основных фондов».

Таким образом, исходя из материалов дела следует, что при утверждении тарифов на тепловую энергию не учитывалась задолженность бюджета связанная с компенсацией предприятию убытков при реализации тепловой энергии населению по тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек, в связи с чем ссылка ответчика на заключение рабочей группы являются необоснованной.

Сумма дотаций по выпадающим доходам от реализации тепловой энергии населению, рассчитанная по фактическому объему отпущенной тепловой энергии населению за 2007 год в размере 17 102 904 руб. 99 коп., подтверждается материалами дела, фактически из бюджета предприятию возмещено 8 405 900 руб., ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о возмещении убытков предприятию, возникших в 2007 году, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Судом обоснованно отклонен довод ответчика о том, что недополученный выпадающий доход предприятия в одном расчетном периоде в установленном порядке учитывается регулирующим органом при установлении регулируемых тарифов (цен) в последующим расчетным периоде регулирования, как основание для отказа в иске, поскольку ответчик документально правомерность этого довода не подтвердил и ссылками на законодательство не обосновал.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов и доказательств, опровергающих установленные судом выводы, Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики не приведено.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 270 АПК РФ), апелляционным судом не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2008 по делу № А25-1486/2007-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий                                                                             А.П. Баканов

Судьи:                                                                                                                                З.М. Сулейманов

                                                                                                                   Е.В. Жуков

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А22-437/08/1-33. Постановление суда апелляционной инстанции: Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также