Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу n А63-5304/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-5304/2015 09 декабря 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик), судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Отаровым Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2015 по делу № А63-5304/2015 (судья Тлябичева З.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод минеральных вод Октябрь» (ст. Суворовская), к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Завод минеральных вод Октябрь» - Мельникова Н.И. по доверенности от 05.02.2015, УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Завод минеральных вод Октябрь» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – апеллянт, департамент) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.04.2015 № 15-435/П/42-2. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2015 заявление удовлетворено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не представил доказательства, того, что эти выбросы относятся к вредным (загрязняющим) веществам. Каких либо иных надлежащих доказательств факта совершения обществом вменяемого правонарушения, административным органом в материалы дела не представлено. Не согласившись с решением, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на доказанность факта выбросов именно вредных веществ, несмотря на то, что отбор проб атмосферного воздуха не проводился. Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела видно, что в соответствии с приказом департамента от 05.03.2015 № 435 проведена плановая выездная проверка в отношении общества. При проведении проверки общества выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет производственную деятельность, сопровождаемую выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно у заявителя имеется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - организованный (газовый котел), от которого выделяются загрязняющие вещества. Заявитель заключил договор поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Газ, получаемый по данному договору, используется для отопления производственного помещения по адресу: ст. Суворовская, Черкесское шоссе 32 км при помощи газового котла Beretta CIAO 28 C.S.I. Согласно произведенным расчетам платы за 2 квартал 2014 года в результате работы котла у общества образовалось: 0.02945 тонн оксида азота, 0.18600 тонн диоксида азота, 0.05375 тонн оксида углерода. Факт образования выбросов подтверждается произведенной оплатой в размере 560 руб. по платежному поручению № 7 от 25.09.2014. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 08.04.2015 № 15-435/П71. 09.04.2015 в связи с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 15-435/П/42-1. 20.04.2015 начальником отдела за водными ресурсами и охраны недр департамента вынесено постановление № 15-435/П/42-2, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 руб. Считая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением. Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что состав вмененного обществу административного правонарушения не доказан. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Статьей 25 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст. 14 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешением устанавливаются перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Следовательно, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с учетом всех стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 Порядок установления источников выбросов (пункты 6 - 8), применяемый, в том числе, при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусматривает, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу. Факт образования выбросов подтверждается произведенной оплатой по платежному поручению № 7 от 25.09.2014 и обществом не оспаривается. Согласно произведенным самим обществом расчетам платы за 2 квартал 2014 года в результате работы котла образовалось: 0,02945 тонн оксида азота; 0,18600 тонн диоксида азота; 0,05375 тонн оксида углерода. При этом, в перечне вредных (загрязняющих) веществ, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 диоксид азота и оксид углерода указаны как вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. Вредность веществ, в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, включенных в Перечень загрязняющих веществ, не обусловлена какой-либо их концентрацией в атмосферном воздухе. С учетом вышеизложенного, выброс указанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом, которого у общества не было, в связи с чем оно и привлечено к административной ответственности. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 03.12.2014 № 304-АД-5394 по делу №А27-18521/2013. Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности факта осуществления выбросов обществом является ошибочным и противоречащим материалам дела. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным, а поэтому апелляционная жалоба департамента подлежит удовлетворению. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается. Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2015 по делу № А63-5304/2015 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Завод минеральных вод Октябрь» (ст. Суворовская) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.04.2015 №15-435/П/42-2, отказать. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий С.А. Параскевова Судьи Д.А. Белов И.А. Цигельников Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу n А15-1769/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|