Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу n А15-3902/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 09 декабря 2015 года Дело № А15-3902/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Остриковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Буйнакского межрайонного комитета по экологии и природопользованию на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.09.2015 по делу №А15-3902/2015 (судья Тагирова З.Т.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Герей-тюз» к Буйнакскому межрайонному комитету по экологии и природопользованию об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Герей-тюз» – Канзитдинова Д.Р. по доверенности от 30.06.2015, УСТАНОВИЛ решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.09.2015, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Герей-тюз» (далее – общество, заявитель) к Буйнакскому межрайонному комитету по экологии и природопользованию (далее-комитет) об оспаривании постановления от 18.09.2014 № 044 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено со ссылкой на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности. В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что при производстве по административному делу комитетом соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности, кроме того, податель жалобы считает, что данный спор не подведомственен арбитражному суду. Представитель общества в отзыве и в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие комитета, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что Буйнакский межрайонный комитет по экологии и природопользованию издал распоряжение №041 от 09.07.2014 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества в целях оценки исполнения последним требований законодательства РФ и Республики Дагестан в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Уведомлением от 09.07.2014 №041 комитет предложил обществу в срок до 11.08.2014 подготовить копии основных документов в целях проведения выездной плановой проверки по соблюдению природоохранного законодательства. В указанном уведомлении также указано, что проверка будет проводится по месту нахождения общества с 11.08.2014 с 11 час. 00 мин. Копии распоряжения комитета от 09.07.2014 №041 и уведомления от 09.07.2014 №041 направлены по месту жительства руководителя общества и вручены 11.07.2014. 05.09.2014 на основании перечисленных выше распоряжений госинспектор комитета провел проверку в отношении общества и составил акт проверки №027-1-03. Актом проверки от 05.09.2014 №027-1-03, проведенной в присутствии генерального директора общества Канзитдинова К.М., установлено следующее: обществом не составлены паспорта на отходы 4 класса опасности, которые образуются в процессе своей хозяйственной деятельности; индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе деятельности, которые образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы 1-4 класса опасности должны быть составлены паспорта отходов; паспорт на отходы разрабатываются практически для каждого юридического лица и индивидуального предпринимателя; на отходы 1-4 класса опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) паспорт составляется по результатам лабораторных исследований; на отходы 1 класса опасности (люминесцентные ртуть содержащие лампы) паспорт составляется без лабораторных исследований; на отходы 5 класса опасности проводится биотестирование; порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ, данные требования части 2, 3 статьи 14 Закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Агрофирма «Герей-тюз» не соблюдаются; обществом не предоставляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, за данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Из составленного госинспектором протокола об административном правонарушении от 05.09.2014 №026-2-03 следует, что протокол составлен в присутствии генерального директора общества Канзитдинова К.М., последний отказался от дачи объяснений и подписания копии протокола. Из данного протокола об административном правонарушении также усматривается следующее: требование о паспортизации отходов 1-4 класса опасности обществом не выполнено, нарушены части 2, 3 статьи 14 Закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 2 части 2 статьи 7 Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 №58 «Об отходах производства и потребления в РД», за данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Определением от 05.09.2014 №026-2-03 комитет назначил рассмотрение дела об административном правонарушении в комитете на 10 час. 00 мин. 18.09.2014. Сопроводительным письмом от 05.09.2014 без номера, направленным по почте и врученным обществу 10.09.2014, комитет направил обществу акт проверки от 05.09.2014 №027-1-03, протокол об административном правонарушении от 05.09.2014 №026-2-03, определения от 05.09.2014 №026-2-03 о времени и месте рассмотрения дела. 18.09.2014 в отсутствие извещенного заявителя старший госинспектор комитета Магомедов А.Д. вынес постановление №044 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Копия постановления направлена по почте сопроводительным письмом от 19.09.2014 №071 и вручена обществу. Считая, что постановление является недействительным, общество обратилось в суд с заявлением. Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что в нарушение ст. 28.2 (28.4), 25.4, 29.7 КоАП РФ, ч. 4 ст. 210 АПК РФ, заинтересованным лицом не представлено надлежащих доказательств уведомления общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а протокол составлен в отсутствие законного представителя общества. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Так, статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. По смыслу этой статьи обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Из содержания статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Материалами дела подтверждается наличие в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, установленного статьей 8.2 Кодекса. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о нарушении административным органом процессуального законодательства выразившегося в составлении протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества. Согласно статье 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, при составлении которого физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность для ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суду необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10), нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Согласно пункту 24 постановления № 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указав, что протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества, не извещенного о времени и месте проведения данного процессуального действия, суд первой инстанции не принял отметку госинспектора о том, что генеральный директор общества отказался от дачи объяснений (возражений) и от Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу n А63-5304/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|