Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А63-272/08-С3-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

 Дело № А63-272/08-С3-15

 Апелляционное производство № 16АП-1617/08(1)          

 

г. Ессентуки

29 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Сулейманова З. М.,

судей: Баканова А. П., Жукова Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13 мая 2008 г. по делу № А63-272/08-С3-15 по иску ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», г. Ставрополь к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о взыскании 98 852 рублей 47 копеек (судья Мисникова О. А.),

УСТАНОВИЛ:

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» г. Ставрополь обратилось с иском к  Министерству финансов РФ в лице УФК по СК г. Ставрополь, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с. Кочубеевское о взыскании 98 852 руб. 47 коп. задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением истцом в 2004 году льгот за пользование услугами водоснабжения и водоотведения инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13 мая 2008 г. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации в пользу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» взыскано 83 773 руб. 28 коп. задолженности. В части взыскания 15 079 руб. 19 коп. задолженности в иске отказано.

В отношении Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с. Кочубеевского в иске отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что предприятию не возмещены затраты, связанные с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных Законом № 181-ФЗ, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, так как они возникли из-за недостаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, отказав в заявленных требованиях к Министерству финансов Российской Федерации, ссылаясь на следующее.

Министерство финансов Российской Федерации указывает, что расходы организации, предоставляющих коммунальные услуги, финансируются за счет средств бюджетов субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, на Министерстве финансов Российской Федерации не лежит обязанность по перечислению организациям компенсации.

Кроме того, считает, что Министерство финансов Российской Федерации свои обязательства по перечислению денежных средств на реализацию Закона № 181-ФЗ в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом, исполнило в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал»  с апелляционной жалобой не согласилось, просило в ее удовлетворении отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.

В судебное заседание представители сторон, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились. Суд рассмотрел жалобу в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 13 мая 2008 г. проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя предприятия, в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, между «Исполнителем» (истцом) и Управлением труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в 2004 году был заключен договор № 13 от 20.01.04 о предоставлении 50% скидки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно условиям пункта 2.1.2 договора «Исполнитель» обязался предоставить льготы по оплате инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в полном объеме, не приостанавливая их начисление в случае возникновения задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот.

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора «Управление» обязалось по мере поступления средств из Фонда компенсаций, планируемых на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производить «Исполнителю» возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, на основании предоставленных им документов, подтверждающих факт предоставления льгот, а также в соответствии с выставленными счетами-фактурами и копиям платежных документов.

Выполняя договорные обязательства, истец предоставлял 50% скидку при оплате газа гражданам, имеющим право на льготу в соответствии с действующим ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет собственных средств и вел учет лиц, реализовавших право на данную льготу.

В обоснование требований, истец представил: реестры льготников за спорный период, сверенные с Управлением; документы, на основании которых были предоставлены льготы в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; акты сверок взаиморасчетов с Управлением; копии удостоверений и справок льготников; справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05.

В связи с тем, что в добровольном порядке сумма не выплачивается, истец обратился в Арбитражный суд за принудительным взысканием задолженности по компенсации оказанных льгот за ноябрь и декабрь 2004 года в сумме 98 852 руб. 47 коп.

Суд первой инстанции установил, что в связи с предоставлением гражданам льгот, предприятие за ноябрь и декабрь 2004 года понесло 98 852 рублей 47 копеек расходов, которые не возмещены и являются для истца убытками. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные предприятию убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 17 указанного закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). При этом источник финансирования данных льгот не установлен.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года» предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых, осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими властями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.

Согласно статье 84 Бюджетного Кодекса Российской Федерации из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Федеральным законом от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшим в спорный период, предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

 В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю были предусмотрены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб. на реализацию в 2004 году Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Фактические обстоятельства, документально подтвержденные Министерством финансов Ставропольского края, свидетельствуют о том, что Министерство финансов Российской Федерации через Управление федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю направляло Министерству финансов Ставропольского края субвенции на реализацию рассматриваемого закона не в полном объеме, необходимом для реализации закона, которые затем субъект федерации распределял по финансовым органам субъектов края для реализации федерального закона путем возмещения затрат организациям, оказывающим коммунальные услуги.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» были учтены и распределены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб.

Собственных денежных средств на реализацию указанного закона в бюджете Ставропольского края на 2004 год не предусматривалось.

 Таким образом, доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что Ставропольский край, как субъект Российской федерации, обязан финансировать указанные расходы в пределах средств, предусмотренных в бюджете края на соответствующий финансовый год, а муниципальное образование, поскольку приняло на себя расходные обязательства, должно их исполнять, правомерно отклонены судом.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, общество в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Предприятие предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную Законом о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Суд, оценив представленные обществом документы, пришел к обоснованному выводу о недостаточности выделенных предприятию средств для возмещения спорных расходов. Размер задолженности и правомерность предоставления льгот заявитель жалобы не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность по возмещению убытков в сумме 83 773 рубля 28 копейки на казну Российской Федерации. В остальной части в иске отказано в связи с вычетом суммы НДС равной 15 079 рублей 19 копеек

Доводы заявителя апелляционной жалобы о выполнении им своих обязанностей в полном объеме отклоняются. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13 мая 2008 г. по делу № А63-272/08-С3-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                                                      З. М. Сулейманов

Судьи:                                                                                                   А. П. Баканов

                                                                                                                Е. В. Жуков

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А20-465/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также