Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А63-278/08-С3-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                   Дело №А63-278/08-С3-15

29 августа 2008 г.                                         Регистрационный номер

апелляционного производства  16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1613/08

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2008,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 29.08.2008

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Сулейманова З.М., Баканова А.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

рассмотрев апелляционную жалобу

Министерства Финансов Российской Федерации 

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.08г. по делу №А63-278/08-С3-15

по иску ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края

о взыскании 783 рублей 18 копеек,      

           

УСТАНОВИЛ:

 

Между ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и Управлением труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района г. Михайловск в 2004 году был заключен договор №3-Г от 26.03.04 о предоставлении льготы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Согласно условиям договора ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»  («Предприятие») обязалось предоставить льготы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения данной категории в 2004 году в полном объеме, не приостанавливая их начисление в случае возникновения задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот.

В соответствии с п.2.2.1 договора Управление труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района обязалось по мере поступления средств из бюджета Ставропольского края и в пределах бюджетного финансирования производить истцу возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на основании предоставленных документов, подтверждающих факт понесенных расходов, и подписанных обеими сторонами актов сверки.

Выполняя договорные обязательства, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5 ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предоставляло 100 % скидку по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам, обладающим данными льготами и проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, которые проживают в Шпаковском районе Ставропольского края за счет собственных средств и вело учет реализовавших право на данную льготу.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» недополучены денежные средства за предоставление льготы за октябрь, ноябрь, и декабрь 2004 года на сумму 783 рубля 18 копеек с учетом НДС. 

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края

о взыскании 783 рублей 18 копеек – задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением истцом в 2004 году льгот за пользование услугами водоснабжения и канализации гражданам, проживающим в Шпаковском районе в соответствии с ФЗ №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.08г. с  Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г.   Москва за  счет  средств  Казны Российской  Федерации в пользу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» г. Ставрополь взыскано 663 рублей 72 копеек задолженности. В части взыскания 119 рублей 46 копеек задолженности, составляющей НДС, в иске отказано.  В отношении ответчиков: Министерства финансов Ставропольского края, Министерства груда и социальной зашиты населения Ставропольского края и Управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края г. Михайловск в иске отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами. Денежные средства, выделенные Ставропольскому краю на реализацию данного Закона распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено, а потому взыскание необходимо производить с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за  счет  средств  Казны Российской  Федерации.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.08г. Министерство Финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующее.

Обязанность по возмещению расходов из федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом возможна только при подтверждении фактически понесенных ими расходов. На Министерстве финансов РФ не лежит обязанность по перечислению организациям компенсации. Так, согласно Акту сверки расчетов по межбюджетным отношениям на 1 января 2005 года между Управлением федерального казначейства по Ставропольскому краю и Министерством финансов Ставропольского края Минфину Ставропольского края на возмещение произведенных ими расходов по ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» были перечислены субвенции в сумме 1 077 459 рублей.

Механизм же возмещения бюджету субъекта РФ и местным бюджетам из федерального бюджета регулируется нормами бюджетного законодательства и не является и не может являться в силу не подведомственности арбитражным судам споров, связанных с бюджетно-финансовыми правоотношениями, предметом рассмотрения данного дела.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации свои обязательства по перечислению денежных средств на реализацию вышеуказанных Федеральных законов в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом, исполнило в полном объеме. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права,  доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 09.01.97 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» названные категории граждан, а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление). В силу статьи 7 Закона расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1.1 Закона № 4301 Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, и совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей также освобождаются от оплаты за пользование телефоном.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Законов (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 № 80. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

Материалами дела подтверждается, что все средства, перечисленные Министерству финансов Ставропольского края на реализацию льгот по Закону о статусе Героев и Закону о Героях Социалистического Труда, доведены до муниципальных образований и перечислены организациям, предоставляющим льготы.

Как указано в подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», поскольку спорные убытки истца возникли до 01.01.2005.

Положения статьи 72 Конституции Российской Федерации и абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) толкуются следующим образом: отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Суд первой инстанции правильно установил, что денежные средства, выделенные Ставропольскому краю на реализацию Закона распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено, а потому взыскание необходимо производить с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за  счет  средств  Казны Российской  Федерации.

Поскольку суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включается в налоговую базу по НДС, то суд первой инстанции обоснованно отказал во взыскании задолженности составляющей НДС.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рассматриваемое дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде является необоснованным, поскольку  данный спор связан со взысканием убытков при осуществлении истцом экономической деятельности и является подведомственным арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.08г. по делу №А63-278/08-С3-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                              С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                З.М. Сулейманов

А.П. Баканов

   

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А61-1613/06-11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также