Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А22-4846/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А22-4846/2014

17 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З.М.,

судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андрусенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:                                     ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства экономики  и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.03.2015 по делу № А22-4846/2014                                        (судья Джамбинова Л.Б.)

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эл-Лайн»                        (ИНН 0814151471, ОГРН 1020800759187)

к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440,                         ОГРН 1020800748605),

третьи лица:

Министерство финансов Республики Калмыкия,

Министерство экономического развития Российской Федерации

о взыскании 1 088 660 руб. 70 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - общества с ограниченной ответственностью «Эл-Лайн» – Урхусова И.Б. (доверенность от 12.01.2015 № 1);

от ответчика – Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия –  не явились, извещены;

от третьих лиц: Министерства финансов Республики Калмыкия, Министерства экономического развития Российской Федерации – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Эль-Лайн» (далее - ООО «Эл-Лайн», общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству экономики                и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство, ответчик) о взыскании  убытков в виде неполученной субсидии в размере 940 951 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 147 709 руб. 70 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Калмыкия (далее - Минфин республики) и Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).

Решением суда от 17.03.2015 с министерства в пользу общества взысканы  убытки                в виде неполученной субсидии в размере 940 951 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 147 709 руб. 70 коп., всего 1 088 660 руб.                 70 коп. Судебный акт мотивирован тем, что общество представило все необходимые документы для получения субсидии, министерство договорные обязательства по перечислению субсидии не  исполнило.

В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что принятие обществом на себя обязательств по договору лизинга не является следствием заключения договора о предоставлении субсидии. Министерство не уклонялось от исполнения принятых обязательств, в отказе согласования справки-расчета Минэкономразвития России отсутствует его вина.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции верно установлено, что из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на министерстве. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав обоснованным требование предпринимателя ООО «Эл-Лайн» о взыскании суммы убытков виде неполученной субсидии.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представитель общества просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по изложенным в отзыве на апелляционную жалобу основаниям.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,               о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в соответствии с правилами, установленными главой 34 АПК РФ, выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по  следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 18.09.2012 общество /лизингополучатель/ и ООО «Вольво Финанс Сервис Восток» (лизингодатель) заключили договор лизинга № 764621 (далее - договор лизинга) о приобретении лизингодателем в собственность оборудования /новый тягач седельный/ для последующей передачи в лизинг /временное владение                     и пользование/ лизингополучателю. Лизингополучатель обязуется принять оборудование в лизинг и полностью возместить затраты лизингодателя и оплатить лизинговые платежи, определенные в ст. 3 Договора.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 № 400 (далее - Порядок № 400), и на основании протокола от 04.12.2012 № 3 конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, приказа министерства от 14.12.2012 № 190-с «О предоставлении (отказе               в предоставлении) субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» общество и министерство заключили договор от 25.12.2012 № 16 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - договор) в размере 940 951 руб. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения сторонами своих обязательств (т. 1, л.д. 11-14).

Разделом 4 Порядка № 400 установлено два этапа перечисления денег победителям конкурсного отбора: в течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы, и в течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.05.2009 № 198                              «Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии» (далее - Приказ № 198).

Из материалов дела следует, что платежным поручением № 196 от 20.09.2012                      в соответствии с договором лизинга от 18.09.2012 лизингодателю перечислено                           940 951 руб. авансового платежа.

Как усматривается из материалов дела, 25.12.2012 между истцом и ответчиком заключен договор № 16 о предоставлении субсидии на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.

В соответствии с п. 2.1.1 указанного договора ответчик обязался перечислить Получателю поддержки субсидию общем размере 940 951 руб. на расчетный счет Получателя поддержки, указанный в Договоре.

Пунктом 2.1.2 договора предусмотрена обязанность ответчика осуществлять контроль за целевым использованием субсидии, принимать у Получателя поддержки отчеты и документы, определенные в пункте 2.2.2 договора.

Согласно п. 4 «Порядка предоставления субсидий на уплату субъектом малого                       и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования».

Согласно п. 4.1. Выплата субсидии производится в 2 этапа.

4.1.1. В течении 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы.

4.1.2. В течении 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 29.05.2009 № 198 «Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого              и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства,                          и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии».

4.2 Перечисление средств осуществляется с лицевого счета уполномоченного органа на расчетный счет субъекта предпринимательства, открытый в российской кредитной организации».

Поскольку министерство обязательства по заключенному договору не исполнило, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск исходя из следующего.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 (далее - постановление № 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 176                  «Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии» субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку -                                      расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом               № 198.

Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на министерстве.

Суд первой инстанции, установив несогласованность Минэкономразвития России справки - расчета на использование субсидии из бюджета, предусмотренной Порядком                № 400 и Приказом № 198, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом исковых требований.

Суд также учитывает, что финансирование спорных обязательств должно было производиться в большей части за счет средств федерального бюджета, однако справка - расчет на использование субсидии министерством не была согласована, с апреля                     2013 года остатки целевых средств Минфином республики на эти же цели не подтверждены, доказательства  возвращения в федеральный бюджет  предоставленных  на указанные цели средства за 2012 год, не представлены. Следовательно, Минэкономразвития России не согласовало справку - расчет по спорной субсидии из-за неправомерных действий ответчика.

Таким образом, поскольку сумма, вина ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, причинно-следственная связь между действиями министерства и неполучением обществом субсидии установлены, суд, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 393, 395, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями                  9, 65, 71 АПК РФ, правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 940 951 руб. неполученной субсидии и 147 709 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, расчет которых судом проверен и признан правильным.

Довод министерства о том, что оно не уклонялось от исполнения обязательств                         и в его действиях не содержится вины в связи с отказом согласования справки - расчета Минэкономразвития России отклоняется, поскольку не представлены доказательства отсутствия вины министерства в несогласовании справки расчета.

Доводы заявителя жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.

Основания, предусмотренные нормами статьи 270 АПК РФ для отмены или изменения судебных актов, не установлены.

При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела                         и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.03.2015 по делу                         № А22-4846/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         З.М. Сулейманов

Судьи                                                                                                       Ю.Б. Луговая

О.В. Марченко

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А77-79/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также