Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А20-1239/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

17 августа 2015 года                                                                                Дело № А20-1239/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2015 по делу № А20-1239/2011 (под председательством судьи Шокумова Ю.Ж.), 

по иску муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700713880, ИНН 0710003197)

к обществу с ограниченной ответственностью ТРЕСТ «Ай-Би-Си Промстрой» (ОГРН 1070721002065, ИНН 0721022716),

третьи лица: Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Приэльбрусье» (ОГРН 1030700500687, ИНН 0710002732), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700234321, ИНН 0721009680), Эльбрусский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики в лице муниципального учреждения «Совет местного самоуправления Эльбрусский муниципального района Кабардино-Балкарской Республики», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1090725000266, ИНН 0725000304), открытое акционерное общество «Эльбрустурист» (ОГРН 1020700712856, ИНН 0710001400),

о взыскании задолженности и расторжении договора аренды земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от МУ «Местная администрация сельского поселения Эльбрус»: представитель Салихов М.Х. по доверенности от 24.02.2014,

в отсутствие  иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

 

муниципальное учреждение «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики  (далее – администрация сельского поселения Эльбрус) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Трест «Ай-Би-Си Промстрой» (далее – ООО Трест «Ай-Би-Си Промстрой», общество) о взыскании 3 202 209 рублей 22 копеек задолженности по арендной плате за пользование земельным участком площадью 22 800 кв. м, расположенным в границах сельского поселения Эльбрус, поселок Терскол, Эльбрусского района (поляна Азау, в 15 м от существующей нижней станции «Азау» МПКД на г. Эльбрус по направлению на северо-восток), под кадастровым номером 07:11:1500000:249 по договору аренды от 04.03.2009 №А/03/09 за период с 04.03.2009 по 28.02.2015 и признании действия договора аренды прекращенным с 05.03.2012 (требования с учетом уточнения от 24.03.2015).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Приэльбрусье», Эльбрусский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики в лице муниципального учреждения «Совет местного самоуправления Эльбрусский муниципального района Кабардино-Балкарской Республики», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и открытое акционерное общество «Эльбрустурист».

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к вопросам местного значения муниципального района не относятся, в связи с чем администрация   района не может передавать полномочия по взысканию арендной платы администрации сельского поселения Эльбрус.

Не согласившись с вынесенным решением, администрации сельского поселения Эльбрус обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 11.05.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановлением Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района № 70 от 04.03.2009 предоставлены правомочия администрации сельского поселения Эльбрус по заключению договора аренды земельного участка.

В судебном заседании представитель администрации сельского поселения Эльбрус поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.06.2015 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2015 по делу № А20-1239/2011 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, в 2009 году между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и ООО Трест «Ай-Би-Си Промстрой» подписано инвестиционное соглашение, по условиям которого стороны взяли на себя обязательства в период с 2009 по 2011 годы совместно финансировать проекта «Строительство многофункционального горнолыжного комплекса «Азау» в районе Приэльбрусья» (том 1, л.д. 51-61).

На основании акта выбора земельного участка от 27.02.2007 № 11 и акта согласования границ от 26.02.2009, земельный участок площадью 22 800 кв. м индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с постановлением Совета местного самоуправления Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике от 04.03.2009 № 70 между администрацией сельского поселения Эльбрус и обществом заключен договор аренды от 04.03.2009 № А/03/09 земельного участка площадью 22 800 кв. м, расположенным в п. Терскол Эльбрусского района (поляна Азау, в 15 м от существующей нижней станции «Азау» МПКД на г. Эльбрус по направлению на северо-восток), с кадастровым номером 07:11:1500000:249 (том 1, л.д. 40-44).

По условиям указанного договора арендатор взял на себя обязательства ежеквартально вносить арендую плату в сумме 8591 рубль 31 копейка в месяц (583 095 рублей 71 копейка в год) путем перечисления на счет администрации сельского поселения Эльбрус.

По акту приема-передачи от 04.03.2009 указанный земельный участок предоставлен арендатору. В соответствии с разрешением на строительство от 10.11.2010 № 13 общество начало строительство многофункционального горнолыжного комплекса (том 1, л.д. 43).

За время пользования земельным участком арендная плата внесена ответчиком только в сумме 340 139 рублей, что подтверждается платежным поручением от 24.11.2009 № 351.

В связи не надлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы администрация сельского поселения Эльбрус обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд с настоящим иском) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд с настоящим иском).

Из содержания статей 15 и 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не являются вопросами местного значения.

Частью 1 статьи 19 названного Федерального закона определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 данной статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий по решению вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14 и 15 указанного Закона.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, к числу полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения статьями 14 и 15 Федерального закона № 131-ФЗ не отнесено.

С учетом изложенного полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могли быть переданы  администрации сельского поселения Эльбрус.

Отсутствуют также нормативные акты, федеральный закон или закон субъекта о наделении администрации сельского поселения Эльбрус отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме этого в рамках дела № А20-1197/2012 определением от 17.12.2012 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и Администрацией сельского поселения Эльбрус Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике утверждено мировое соглашение от 19.11.2012 по условиям которого сторонами признано отсутствующим право собственности сельского поселения Эльбрус на земельный участок общей площадью 1 679 276 кв.м., с кадастровым номером 07:11:1500000:280, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, с. Терскол, поляна Азау.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от 23.03.2015 право собственности муниципального образования сельское поселение Эльбрус на земельный участок площадью 1 679 276 кв.м., с кадастровым номером 07:11:1500000:280 аннулировано. Единый государственный реестр прав не содержит записей о государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного массива.

Поскольку спорный земельный участок не является собственностью сельского поселения Эльбрус и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то у администрации сельского поселения Эльбрус  отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, в том числе как на момент заключения договора аренды, так и на момент обращения в суд с иском. Кроме того, администрация распорядилась земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не имея на это соответствующих полномочий, в связи с чем суд первой инстанции, обоснованно указал на отсутствие у администрации основания для обращения в суд с иском о взыскании платы за пользование спорным земельным участком, поскольку у нее отсутствуют доказательства, уполномочивающие ее собственником на распоряжение спорным земельным участком. Следовательно, администрация, в силу статей 607, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, не являясь арендодателем по договору, не вправе требовать его расторжение.

Администрация в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновала свое право на обращение в суд с иском о взыскании задолженности в пользу правообладателя земельного участка, как и не представила доказательств того, что обществом нарушены ее права и охраняемые законом интересы.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в том виде, в каком они сформулированы, отказано обоснованно.

На основании вышеизложенных норм доводы жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2015 по делу № А20-1239/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий

Ю. Б. Луговая

Судьи

О.В. Марченко

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А63-3377/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также