Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А20-255/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № № А20-255/2015 30 июля 2015 г. Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 г., Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 г. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Афанасьевой Л.В., Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 мая 2015 года по делу № А20-255/2015, по заявлению ОАО «Каббалкнефтетоппром», г. Нальчик к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР, г. Нальчик об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии в деле третьего лица - Прокуратуры Прохладненского района КБР (судья Э.Х. Браева), при участии в судебном заседании: от ОАО «Каббалкнефтетоппром» - Войцицкая А.К. по доверенности №01-08/22 от 19.02.2015. УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Каббалкнефтетоппром" (далее - общество) обратилось в Нальчикский городской суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -управление) по КБР от 12.01.2015 №2/1 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Постановлением Нальчикского городского суда КБР от 29.01.2015 заявление ОАО «Каббалкнефтетоппром» направлено в Арбитражный суд КБР по подведомственности. Учитывая отказ в рассмотрении данного спора в суде общей юрисдикции и недопустимость споров о подведомственности, Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики рассмотрел заявление общества по существу. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Прокуратура Прохладненского района КБР (далее - прокурор). Решением суда от 07 мая 2015 года требование открытого акционерного общества «Каббалкнефтетоппром» удовлетворены. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР от 12.01.2015 №2/1 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Каббалкнефтетоппром» признано не законным и отменено. Решение мотивированно тем, что прокуратура допустила существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено телефонограммой. Кроме того рассматриваемый спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как подведомственен суду общей юрисдикции. ОАО «Каббалкнефтетоппром» представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 мая 2015 года по делу № А20-255/2015 следует оставить без изменения. Из материалов дела усматривается, что прокурором на основании поручения Управления ФСБ по КБР проведена проверка общества по соблюдению природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что общество осуществляет пробную эксплуатацию скважин №№11, 13 по добыче нефти с 3 квартала 2014 года, добыто 96,7 тонн нефти, - таким образом, происходит образование отходов. При этом в нарушение статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) общество не разработало и не утвердило в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не провело инвентаризацию отходов и объектов их размещения, а также не предоставило в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами по участку Советского месторождения нефти. По результатам проверки постановлением от 08.12.2014 прокурор возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП и материалы проверки направил в административный орган для рассмотрения по существу. Постановлением от 12.01.2015 N 2/1 управление привлекло общество к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса в виде 100 000 рублей штрафа. Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Согласно абзацам 3, 5 статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. По участку Советского месторождения нефти обществом не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, в связи с чем суд считает, что обществом совершено вмененное ему административное правонарушение. Суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества признаков совершения вменяемого правонарушения. Вместе с тем, прокурором допущены существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, что делает незаконным привлечение общества к административной ответственности. Так, прокурором были нарушены нормы КоАП РФ, регламентирующие порядок вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение лица, привлекаемого к ответственности, по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3), указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания, в нем делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6). Из содержания приведенных норм следует, что постановление прокурора об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении. Из материалов дела следует, что в отношении общества прокурором вынесены два постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении: от 28.11.2014 и от 08.12.2014, - и оба были направлены в адрес общества. Представитель прокурора в заседании суда первой инстанции пояснила, что в первом постановлении - от 28.11.2014 была допущена опечатка, в связи с чем было вынесено второе постановление от 08.12.2014. В оспариваемом постановлении в качестве основания привлечения и доказательства по делу указано постановление прокурора от 28.11.2014. В заседании установлено и следует из материалов дела, что оба постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (от 28.11.2014 и от 08.12.2014) прокурором составлены без участия лица, привлекаемого к административной ответственности; при этом в деле отсутствуют доказательства его надлежащего извещения о месте и времени составления постановления. Довод апелляционной жалобы о том, что о месте и времени вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества по телефону был извещен Жаноков А.А. - главный инженер общества, участвовавший в ходе проверки – отклоняется, так как данное обстоятельство не подтверждено материалами дела. В деле нет доказательств извещения общества о времени и месте составления прокурором постановления: в адрес общества уведомления не направлялись, руководитель общества не извещался; нет доказательств извещения Жанокова А.А. (на извещение которого ссылается представитель прокурора), в деле также отсутствуют сведения о наделении Жанокова А.А. полномочиями по участию в рассмотрении административного дела. Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2011 №71) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. Данные требования закона прокуратурой не соблюдены: лицу, привлекаемому к административной ответственности, не было сообщено о времени составления постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества и о факте нарушения, в связи с которым вынесено постановление, постановление вынесено без его участия. Факт вручения обществу постановлений от 28.11.2014 и от 08.12.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении никем не оспаривается, но вручение постановления не означает вынесение постановления в том смысле и в порядке, которые придают ему статьи 28.2 и 28.4 КоАП РФ. С учетом указанного, суд пришел к верному выводу о том, что прокурор допустил существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Названные выше нарушения являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло в полной мере воспользоваться своими процессуальными правами. Довод апелляционной Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А63-3760/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|