Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу n А63-270/08-С3-16. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 Дело № А63-270/08-С3-16

Апелляционное производство № 16АП-1507/08(1)  

г. Ессентуки

21 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Сулейманова З. М.,

судей: Баканова А. П., Жукова Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской  Федерации г.Москва в лице представителя в Ставропольском крае - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда  Ставропольского края от 16.06.2008 по делу  № А63-270/08-С3-16 по иску ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» г.Ставрополь к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края  к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю  к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь  к Управлению труда и социальной защиты населения  администрации Кочубеевского муниципального района  о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003-2004 годах (судья Меркушова Л. А.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, к министерству финансов Ставропольского края, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о взыскании 4 112 руб. 86 коп. задолженности, связанной с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водопотребления в соответствии с Законом РФ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

В предварительном судебном заседании 05 марта 2008 года истец уточнил период взыскания и закон, на основании которого предоставлял льготы по оплате и просил взыскать указанную выше сумму за январь, апрель, май 2003 года и январь-октябрь 2004 года на основании Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Решением Арбитражного суда  Ставропольского края от 16.06.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» взыскано 3097 руб. 14 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в январе-сентябре 2004 года в соответствии с Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

В остальной части исковых требований за 2004 год отказано.

Во взыскании расходов за 2003 год в сумме 458 руб. 23 коп. отказано, в связи с пропуском срока исковой давности.

В иске к Ставропольскому краю в лице министерства финансов Ставропольского края, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района отказано.

Не согласившись с принятым решением, Министерство Финансов РФ  обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с неправильным применением норм материального права. Судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, со стороны Российской Федерации обязанность по учету расходов субъектов РФ, связанных с реализацией ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» исполнена, и расходы должны финансироваться за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета. На Министерстве финансов не лежит обязанность по перечислению организациям компенсации. Механизм  возмещения регулируется нормами бюджетного законодательств.

В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал»  с апелляционной жалобой не согласилось, просило в ее удовлетворении отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.

Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел жалобу без их участия в соответствии со ст. 167 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ  законность  принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, материалов дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2008 надлежит оставить без изменения по следующим  основаниям.

Как видно из материалов дела, 05 апреля 2004 года между Управлением труда и социальной защиты населения Кочубеевской районной государственной администрации и филиалом Истца – Кочубеевским райводоканалом был заключен договор от 05 апреля 2004 года о порядке предоставления льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

В 2003 году между указанными сторонами также существовали договорные отношения, что следует из представленных в дело документов (договор не представлен).

Истец, в соответствии с договором, принял на себя обязательства предоставлять гражданам льготы по оплате за коммунальные услуги, а управление труда и социальной защиты населения Кочубеевской РГА в 2004 году приняла на себя обязательства по мере поступления средств из федерального бюджета производить истцу возмещение фактически понесенных затрат, связанных с оказанием вышеуказанной льготы, согласно предоставляемым ежемесячно спискам граждан, которым были предоставлены льготы в соответствии с вышеназванным законом.

Во исполнение принятых на себя обязательств истец в 2003 году, в январе, апреле и мае предоставил льгот по оплате на сумму 458 руб. 23 коп.; в 2004 году с января по сентябрь предоставлял указанным в вышеназванных законах лицам 100% льготу по оплате за коммунальные услуги, предъявлял счета на оплату, предоставлял списки льготников, сверялся с управлением труда и социальной защиты населения Кочубеевской РГА. На основании актов сверки выписывал и предъявлял управлению счета-фактуры на оплату.

В обоснование своих требований истец представил суду договор № 58 от 05.04.2004, копии документов, подтверждающих право на льготы, копию акта сверок взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2005, копии счетов-фактур за январь-сентябрь 2004 года, январь, апрель, май 2003 года, справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 «О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством» и распоряжения Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.10.05 № 59, платежные поручения о частичной оплате суммы долга.

В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» (в редакции от 10.07.1996) указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение и центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются   местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» названные категории граждан, а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление). Эти расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета (статья 7 Закона).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333, расходы, связанные с реализацией указанных Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по коду 3020200 «Субвенции» бюджетной классификации Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.

Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данные положения подтверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», предусматривающим возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», финансирование расходов, связанных с реализацией Законов, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год. Расходы организаций в связи с предоставлением льгот Героям за 2004 год, не возмещенные по состоянию на 01.01.2005, считаются переходящей задолженностью и финансируются в 2005 году.

Федеральным законом от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (статья 38) и от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Указанные Федеральные законы

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу n А61-935/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также