Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А63-274/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная. 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: info(a),16aas.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Ессентуки                                                                                 Дело № А63-274/2008-С3-15

20 августа 2008 г.                                                                        Вх. № 16АП-1508/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2008,

полный текст постановления изготовлен 20.08.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н., в отсутствие истца – государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала Ипатовского «Межрайводоканала», и ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Ставропольскому краю, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2008 по делу № А63-274/2008-С3-15 (судья Мисникова О.А.), установил следующее.

Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала Ипатовского «Межрайводоканала» (далее – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее – управление) о взыскании 5 415 руб. 74 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 по оплате услуг водоснабжения и канализации лицам, проживающим в Ипатовском районе Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом РФ № 4301-1 от 15.01.1993 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федеральным законом № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Решением от 13.05.2008 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 4 589 руб. 61 коп. В остальной части иска и к остальным ответчикам в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вследствие недостаточности выделенных из федерального бюджета средств на реализацию установленных законами льгот спорные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Суд исключил из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.

В апелляционной жалобе Минфин России просит отменить решение и принять новый судебный акт, отказав в исковых требованиях к Минфину России. По мнению заявителя, финансирование льгот осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией из федерального бюджета. Заявил о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности.

Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Правильность решения от 13.05.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в 2004 году филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» и управление заключили договор, в соответствии с которым истец обязался предоставлять гражданам льготы по оплате услуг водоснабжения и канализации, а управление - производить возмещение фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Федерального закона РФ № 4301-1 от 15.01.1993 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за полученную воду и сброшенные сточные воды. Не получив полного возмещения расходов, понесенных с июня по декабрь 2004 года, предприятие обратилось с иском о взыскании с ответчиков 5 415 руб. 74 коп. расходов.

В обоснование исковых требований истец представил списки лиц, пользующихся льготой по оплате услуг водоотведения и водопотребления, согласованные с управлением, с указанием фамилии, места жительства льготников, счета-фактуры, копии удостоверений лиц, пользующихся льготой, утвержденные тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации, акт сверки с УТ и СЗН администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края и Министерством труда и СЗН Ставропольского края, справку о задолженности федерального бюджета от 15 июля 2005 года, а также платежные документы о частичном погашении задолженности на сумму        2 316 руб. 64 коп.

В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» (в редакции от 10.07.1996) указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение и центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются   местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» названные категории граждан, а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление). Эти расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета (статья 7 Закона).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333, расходы, связанные с реализацией указанных Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по коду 3020200 «Субвенции» бюджетной классификации Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.

Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данные положения подтверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», предусматривающим возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», финансирование расходов, связанных с реализацией Законов, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год. Расходы организаций в связи с предоставлением льгот Героям за 2004 год, не возмещенные по состоянию на 01.01.2005, считаются переходящей задолженностью и финансируются в 2005 году.

Федеральным законом от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (статья 38) и от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Указанные Федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы» предусмотрено 200 000 тыс. руб.

Суд установил, что денежные средства, выделенные Ставропольскому краю на реализацию данных Законов, распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено. По состоянию на 01.01.2005 задолженность по финансированию указанных законов в Ставропольском крае составила 543 168 руб.

Суд, оценив представленные истцом документы, пришел к обоснованному выводу о недостаточности выделенных предприятию средств для возмещения спорных расходов. Размер задолженности и правомерность предоставления льгот заявитель жалобы не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность по возмещению возникших расходов на казну Российской Федерации.

Поскольку ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, суд обоснованно исходил из норм статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году льгот гражданам по оплате услуг водоснабжения и канализации начал течь по окончании финансового года, то есть с 01 января 2005 года. Учитывая, что иск подан 27.12.2007, суд правомерно признал не подтвержденным довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по иску.

Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу n А22-806/07/13-80. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также