Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А63-13606/07-С3-15. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 Дело № А63-13606/07-С3-15

Апелляционное производство № 16АП-1519/08 (1)

г. Ессентуки

20 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Сулейманова З. М.,

судей: Баканова А. П., Жукова Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» Козловой В. С. (доверенность от 09.01.2008),

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации в лице представителя в Ставропольском крае – Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 по делу № А63-13606/07-С3-15 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ставропольрегионгаз» к МДОУ «Детский сад № 1» с.Левокумское, Министерству финансов Российской Федерации г. Москва, Министерству финансов по Ставропольскому краю, администрации Левокумского муниципального района о взыскании 4934 рублей 74 копеек  (судья Мисникова О. А.),

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь (далее – общество) обратилось с иском к ответчикам: МДОУ «Детский сад № 1» с. Левокумское, Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское, Министерству финансов РФ в лице УФК по СК г. Ставрополь, Министерству финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Отделу образования Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское о взыскании 4 934 руб. 74 коп. задолженности, образовавшейся в результате невыполнения условий договора № 49/13-6/15-1-0902/05 от 26.08.05 по компенсации затрат, связанных с предоставлением истцом мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление за 2005 год членам семей и совместно проживающих с педагогическими работниками МДОУ ДС № 1 с. Левокумское в соответствии с законом РФ «Об образовании».

Определением арбитражного суда от 10.12.07 года в качестве еще одного ответчика был привлечен Отдел образования Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское.

Истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил сумму иска до 14 373 руб. 61 коп.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации пользу ООО «Ставропольрегионгаз» взыскано 12 181 руб. 03 коп. задолженности.

В части взыскания 2 192 руб. 58 коп. задолженности, составляющей НДС, в иске отказать. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации в федеральный бюджет РФ 50 руб. государственной пошлины.

В отношении ответчиков: Министерства финансов Ставропольского края г.Ставрополь, Администрации Левокумского муниципального района с. Левокумское МДОУ, Отдела образования Администрации Левокумского муниципального района с. Левокмское и «Детского сада № 1» с. Левокумское в иске отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что вследствие недостаточности выделенных из федерального бюджета средств на реализацию установленной законом льготы спорные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Суд исключил из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов России обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, работающим и проживающим в сельской местности, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Ставропольрегионгаз», считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения.

В судебное заседание представители МДОУ «Детский сад № 1», Администрации Левокумского муниципального района, Министерства финансов РФ в лице УФК по СК, Министерства финансов Ставропольского края, Отдела образования Администрации Левокумского муниципального района не явились. Извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Суд рассмотрел апелляционную жалобу без их участия в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Ставропольрегионгаз» с апелляционной жалобой не согласился, просил жалобу оставить без удовлетворения, решение – без изменения.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, ООО «Ставропольрегионгаз» (Поставщик) и МДОУ ДС № 1 с. Левокумское (Учреждение) заключили между собой договор № 49/13-6/15-1-0902/05 от 26.08.05 о предоставлении скидки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Главы администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края от 23.08.05 № 182 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

По условиям договора истец принял обязательство ежемесячно снижать задолженность абонентам по оплате потребленного природного газа в размере, согласно предоставленных Учреждением реестров, а Учреждение обязалось ежемесячно предоставлять Поставщику реестр (список) лиц, которым предоставлены предусмотренные законодательством льготы, и ежемесячно до 30-го числа текущего месяца производить возмещение затрат Поставщику.

Исполняя условия договора, истец в период с января по декабрь 2005 года, с учетом уточненных исковых требований, на основании списков предоставило льготы по оплате за пользование природным газом работникам Учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», что подтверждается ежемесячными счетами-фактурами, предъявленными к оплате Учреждению.

Поскольку меры социальной поддержки по оплате использованного газа для отопления жилья предоставлялись только на льготника и его иждивенцев, за членами их семей сложилась задолженность, которая, как считал истец, должна была оплачиваться самими абонентами.

Педагогические работники за защитой своих прав обратились в прокуратуру Левокумского района и 25.01.07 Левокумский районный суд принял решение об удовлетворении искового заявления прокурора Левокумского района.

Для компенсации понесенных затрат по лицевым счетам за 2005 год истец произвел перерасчет меры социальной поддержки на отопление жилья членам семей педагогических работников МДОУ «Детский сад № 1» с. Левокумское в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в сумме 14 373 руб. 61 коп.

В связи с тем, что истцу затраты по предоставлению льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в размере 14 373 руб. 61 коп. не компенсированы, истец обратился с иском в суд, и просит взыскать убытки с надлежащего ответчика.

В обоснование требований, истец представил реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы при оплате природного газа, документы, являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с Законом РФ «Об образовании», счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного природного газа, копии сводных реестров и списки работников МДОУ ДС № 1, а также реестр доначисленных сумм и лицевые счета абонентов.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Нормы статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» определяет, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона  Российской   Федерации   «Об  образовании»,   устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 01.08.0. № 42-кз и Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Главы администрации Левокумского муниципального района от 23.08.05 года № 182 финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, производится в порядке софинансирования за счет и в пределах средств районного бюджета, предусмотренных на эти цели в решении совета Левокумского МО о бюджете на соответствующий год и субсидий, предоставляемых на эти цели из бюджета Ставропольского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377  утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за  счет  средств  Фонда компенсаций  в  пределах   ассигнований,  предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Доказательства передачи муниципальному образованию денежных средств для полного возмещения причиненных истцу убытков, органами федеральной власти и органами власти субъекта федерации не представлены. Отсутствие денежных средств в местном бюджете не является основанием для отказа в предоставлении льгот. Учитывая, что льготы педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, предоставлены не муниципальным образованием, а федеральным законом, суд первой инстанции правомерно признал, что Министерство финансов Российской Федерации не возместило обществу расходы, понесенные им на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании» за 2005 год в размере 14 373 руб. 61 коп.

В пункте 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что собственных денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании» в бюджете Ставропольского края на 2005 год не предусматривалось.

Расходы общества по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» обществу не возмещены, материалами дела подтверждено отсутствие выделения муниципальному образованию достаточных денежных средств для исполнения федерального законодательства в части предоставления льгот.

Таким образом, доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что Ставропольский край, как субъект Российской федерации, обязан финансировать указанные расходы в пределах средств, предусмотренных в бюджете края на соответствующий финансовый год, а муниципальное образование, поскольку приняло на себя расходные обязательства, должно их исполнять, правомерно отклонены судом.

Суд, оценив представленные обществом документы, пришел к обоснованному выводу о недостаточности выделенных обществу средств для возмещения спорных расходов. Размер задолженности и правомерность предоставления льгот заявитель жалобы не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность по возмещению возникших убытков на казну Российской Федерации.

Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключил из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 12 181 руб. 03 коп.

Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения не установлены.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 по делу № А63-13606/07-С3-15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий                                                                   З. М. Сулейманов

Судьи                                                                                                  А. П. Баканов

                                                                                                             Е. В. Жуков                                            

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А25-104/08-10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также