Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А63-7240/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки  

06 июля 2015  года                                                                                   Дело № А63-7240/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015  года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фатьяновой А.Х., при участии представителя истца – индивидуального предпринимателя Резникова Александра Леонидовича (г. Ставрополь, ОГРНИП 304263514700191): Колодяжного И.Е. по доверенности от 28.06.2012; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Ставрополя и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757)  на решение Арбитражного Ставропольского края от 10.03.2015 по делу № А63-7240/2014,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Резников А.Л. (далее - истец, предприниматель) обратился  в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населённых пунктов - под производственным зданием (литера «К» - производственное) со вспомогательным зданием (литера «Ю» - насосная) площадью 4891 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 26:12:010209:12, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 27, в квартале 602, внесенной в государственный кадастр недвижимости, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2012 года, а именно в размере 2 675 621,55 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ставрополя (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью «Деловой партнер», общество с ограниченной ответственностью «ФинГрупп».

Решением от 10.03.2015 требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 площадью 4891 кв. м в размере его рыночной стоимости 2 675 621 рубль 55 копеек (дата подачи в суд заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 04.07.2014). В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказано.

С федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю взысканы в пользу индивидуального предпринимателя Резникова Александра Леонидовича судебные расходы по оплате услуг экспертной организации при производстве судебной экспертизы в размере 20000 рублей.  

Не согласившись с указанным решением, кадастровая палата подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить в части распределения судебных расходов по оплате услуг экспертной организации при производстве судебной экспертизы в размере 20000 рублей, в удовлетворении требований – отказать, ссылаясь на неполное исследование материалов дела.

Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, в удовлетворении требований – отказать, сославшись  на наличие сомнений в правильности определения экспертом рыночной стоимости спорного участка.

Рассмотрение жалоб назначено на 29.06.2015.

В судебном заседании представитель предпринимателя просил в удовлетворении жалоб отказать.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения апелляционных жалоб по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:010209:12, площадью 4 891 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 27, в квартале 602, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2014 № 01/028/2014-401 и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.07.2012 26-АИ 132289.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 № 203 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012. В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 утверждена кадастровая стоимость в размере 17 767 388,97 рублей.

С результатами определения кадастровой стоимости истец не согласился, так как данные результаты затрагивают права и обязанности истца по платежам за земельный участок (земельный налог), и обратился в оценочную организацию для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012.

Общество с ограниченной ответственностью «Деловой Партнер» по заказу истца выполнило оценочные работы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка и подготовило отчет от 21.02,2014 № 97ЖЗ/02/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 2 462 960,87 рублей.

На отчет некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков «Деловой союз оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 11.03.2014 № 1556/2013-05, согласно которому отчет №97ЖЗ/02/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе по требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-Ф3 от 29.07.1998 и требованиям федеральных стандартов оценки.

Полагая, что названным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка, истец обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам. 

В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона № 167-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 и от 25.06.2013 № 10761/11 определена практика применения по спорам, связанным с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости.

В постановлении от 25.06.2013 № 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание возражения лиц, участвующих в деле, и  в целях выяснения действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 по состоянию на 01.01.2012 судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза.

По результатам проведенной экспертизы представлено заключение от 02.12.2014 №543/11/143, в котором эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 675 621  рубль 55 копеек.

После поступления экспертного заключения в суд истец согласился с результатами судебной экспертизы и просил установить кадастровую стоимость спорного участка в размере 2 675 621,55 рублей.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/2011 требование, имеющее своим предметом оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости, предъявляется к органу осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке и государственного кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Учитывая изложенное и наличие превышения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 над его рыночной стоимостью, кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью, определенной на основании судебной экспертизы от 02.12.2014 №543/11/14Э по состоянию на 01.01.2012, в связи с чем суд признает исковые требования истца обоснованными, заявленными в соответствии е требованиями действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах, с учетом возражений ответчиков и третьих лиц на отчет от 21.02.2014 №97ЖЗ/02/14, представленный истцом при обращении с иском, а также  приняв во внимание результаты заключения судебной экспертизы от 02.12.2014 №543/11/143 суд с учетом положений статей 9 и 65 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 площадью 4 891 кв. м по состоянию на 01.01.2012 в размере его рыночной стоимости, равной 2 675 621 рублю 55 копейкам.

В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

По смыслу постановления Президиума № 913/11 истцом предъявляется требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А20-256/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также