Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А63-7240/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 06 июля 2015 года Дело № А63-7240/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2015 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фатьяновой А.Х., при участии представителя истца – индивидуального предпринимателя Резникова Александра Леонидовича (г. Ставрополь, ОГРНИП 304263514700191): Колодяжного И.Е. по доверенности от 28.06.2012; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Ставрополя и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757) на решение Арбитражного Ставропольского края от 10.03.2015 по делу № А63-7240/2014, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Резников А.Л. (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населённых пунктов - под производственным зданием (литера «К» - производственное) со вспомогательным зданием (литера «Ю» - насосная) площадью 4891 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 26:12:010209:12, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 27, в квартале 602, внесенной в государственный кадастр недвижимости, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2012 года, а именно в размере 2 675 621,55 руб. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ставрополя (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью «Деловой партнер», общество с ограниченной ответственностью «ФинГрупп». Решением от 10.03.2015 требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 площадью 4891 кв. м в размере его рыночной стоимости 2 675 621 рубль 55 копеек (дата подачи в суд заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 04.07.2014). В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству имущественных отношений Ставропольского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказано. С федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю взысканы в пользу индивидуального предпринимателя Резникова Александра Леонидовича судебные расходы по оплате услуг экспертной организации при производстве судебной экспертизы в размере 20000 рублей. Не согласившись с указанным решением, кадастровая палата подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить в части распределения судебных расходов по оплате услуг экспертной организации при производстве судебной экспертизы в размере 20000 рублей, в удовлетворении требований – отказать, ссылаясь на неполное исследование материалов дела. Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась с жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, в удовлетворении требований – отказать, сославшись на наличие сомнений в правильности определения экспертом рыночной стоимости спорного участка. Рассмотрение жалоб назначено на 29.06.2015. В судебном заседании представитель предпринимателя просил в удовлетворении жалоб отказать. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:010209:12, площадью 4 891 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. 2 Промышленная, 27, в квартале 602, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2014 № 01/028/2014-401 и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.07.2012 26-АИ 132289. Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 № 203 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012. В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 утверждена кадастровая стоимость в размере 17 767 388,97 рублей. С результатами определения кадастровой стоимости истец не согласился, так как данные результаты затрагивают права и обязанности истца по платежам за земельный участок (земельный налог), и обратился в оценочную организацию для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Общество с ограниченной ответственностью «Деловой Партнер» по заказу истца выполнило оценочные работы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка и подготовило отчет от 21.02,2014 № 97ЖЗ/02/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 2 462 960,87 рублей. На отчет некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией оценщиков «Деловой союз оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 11.03.2014 № 1556/2013-05, согласно которому отчет №97ЖЗ/02/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе по требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-Ф3 от 29.07.1998 и требованиям федеральных стандартов оценки. Полагая, что названным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка, истец обратился в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам. В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона № 167-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 и от 25.06.2013 № 10761/11 определена практика применения по спорам, связанным с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости. В постановлении от 25.06.2013 № 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание возражения лиц, участвующих в деле, и в целях выяснения действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 по состоянию на 01.01.2012 судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза. По результатам проведенной экспертизы представлено заключение от 02.12.2014 №543/11/143, в котором эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 675 621 рубль 55 копеек. После поступления экспертного заключения в суд истец согласился с результатами судебной экспертизы и просил установить кадастровую стоимость спорного участка в размере 2 675 621,55 рублей. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/2011 требование, имеющее своим предметом оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости, предъявляется к органу осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке и государственного кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Учитывая изложенное и наличие превышения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 над его рыночной стоимостью, кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью, определенной на основании судебной экспертизы от 02.12.2014 №543/11/14Э по состоянию на 01.01.2012, в связи с чем суд признает исковые требования истца обоснованными, заявленными в соответствии е требованиями действующего законодательства и подлежащими удовлетворению. При таких обстоятельствах, с учетом возражений ответчиков и третьих лиц на отчет от 21.02.2014 №97ЖЗ/02/14, представленный истцом при обращении с иском, а также приняв во внимание результаты заключения судебной экспертизы от 02.12.2014 №543/11/143 суд с учетом положений статей 9 и 65 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010209:12 площадью 4 891 кв. м по состоянию на 01.01.2012 в размере его рыночной стоимости, равной 2 675 621 рублю 55 копейкам. В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. По смыслу постановления Президиума № 913/11 истцом предъявляется требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А20-256/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|