Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А25-207/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело № А25-207/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.04.2015 по делу № А25-207/2015 (судья Гришин С.В.) по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево- Черкесской Республики – филиала ФГУП «Почта России» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900960671, ИНН 0914000028) об оспаривании предписания от 22.12.2014 № ПОДФТ-09/123, при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике – представитель Рассолова Т.И. по доверенности от 21.01.2015 № 02-д, представитель Пожидаева О.В. по доверенности от 15.06.2015 № 04-д; от федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики – филиала ФГУП «Почта России» - представитель Узденов Р.И. по доверенности от 04.03.2015 №25.1.11-23/159, УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Карачаево-Черкесской Республики – филиала ФГУП «Почта России» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике (далее Управление) о признании недействительным предписания от 22.12.2014 № ПОДФТ-09/123. Решением суда от 06.04.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Управления от 22.12.2014 № ПОДФТ-09/123. Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения. В судебном заседании представители Управления поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представили суду копию приказа от 14.04.2014 № 58-п. Представитель Предприятия возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управления. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению. Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 29.10.2014 № 89-нд в отношении Предприятия проведена плановая проверка на предмет соблюдения организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), а также организацией им внутреннего контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях придания правомерного вида распоряжению денежными средствами, полученными в результате совершения преступления, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную (далее по тексту – ПОД/ФТ). По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 25.12.2014 № А-09/ПОД/ФТ-122. Предприятию выдано предписание об устранении выявленного нарушения от 22.12.2014 № ПОДФТ-09/123, согласно которому Предприятие в срок до 02.03.2015 должно устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Не согласившись с предписанием от 22.12.2014 № ПОДФТ-09/123, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлен перечень сведений, подлежащих обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Управлением выявлены нарушения при оформлении Предприятием денежных переводов физическим лицам - получателям, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Как следует из материалов дела, в отношении денежных переводов в адрес указанных лиц операции по переводу были приостановлены сроком на 5 дней и в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу – далее по тексту Росфинмониторинг) были направлены сообщения формы 4-СПД. По мнению Управления, операции по переводу денежных средств в данной ситуации не должны были приостанавливаться. Предприятие должно было направить сообщение в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное требование (п. 1 предписания Управления) неисполнимо, поскольку не указано, какие конкретно действия и по каким операциям должны быть произведены Предприятием. Однако суд апелляционной считает, что выводы суда в части неисполнимости пункта 1 обжалуемого предписания ошибочны. В пункте 1 обжалуемого предписания указано: «Нарушение пункта 4 статьи 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Закона ФЗ-115, а именно: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения, по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами». Порядок и сроки направления информации в уполномоченный орган установлены Положением о предоставлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209. В соответствии с пунктом 3 Положения № 209 организации и индивидуальные предприниматели предоставляют в Росфинмониторинг в том числе следующую информацию: о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ; о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом. Сроки представления информации регламентированы пунктом 4 Положения № 209. Так, для информации, указанной в подпункте «а» пункта 3 Положения, срок определен в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции. Для информации, указанной в подпункте «е» пункта 3 Положения, срок -незамедлительно. Доказательств представления в Росфинмониторинг сведений о совершении в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции Предприятием, в материалы дела не представлено. При этом судом первой инстанции не учтено, что Управление предопределило конкретные действия, которые Предприятие обязано было совершить в указанных целях. Предпринятые Предприятием действия по приостановлению сроком на 5 рабочих дней 13 (тринадцати) переводов денежных средств не свидетельствуют о законности действий по соблюдению правил внутреннего контроля. Таким образом, пункт 1 обжалуемого предписания исполним и не нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку законно возлагает на него обязанность по устранению допущенных нарушений. В остальной части обжалуемого предписания судом первой инстанции установлено следующее. В пункт 2 оспариваемого предписания от 22.12.2014 указано нарушение Предприятием требований пункта 10 Правил внутреннего контроля (далее – ПКВ), утвержденных приказом генерального директора ФГУП «Почта России» от 04.08.2014 №242-п «Программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ». По мнению Управления, должностным лицом Предприятия нарушен п. 10.4 ПВК - не проведен дополнительный инструктаж со специальными должностными лицами (СДЛ) почтамтов при вступлении в силу утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 Положения «О предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, что повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений о совершенных операциях, подлежащих обязательному контролю». Согласно пункту 10.4 ПВК, утвержденных приказом генерального директора ФГУП «Почта России» от 04.08.2014 № 242-п, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также при утверждении Предприятием новых или изменении действующих ПВК и издании новых распорядительных документов Предприятия в целях организации и осуществления внутреннего контроля, в ходе дополнительного инструктажа изучаются вступившие в силу такие изменения. Как следует из журналов инструктажей, после вступлении в силу утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 Положения «О предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами …», были проведены дополнительные инструктажи 15.04.2014 и 13.08.2014 в связи с принятием новых ПВК, в которых уже содержатся требования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации № 209. Также проводился инструктаж 14.10.2014 в связи с внесением изменений и дополнений в ПВК от 04.08.2014. Кроме того, предписанием указано на то, что следует провести инструктаж в соответствии с ПВК от 04.08.2014 по постановлению № 209, которое было принято ранее ПВК. В этой части суд первой инстанции пришел к выводу, что требования ПВК могут действовать только в последующем после его принятия периоде. После вынесения предписания отсутствует объективная необходимость проведения инструктажа по ранее принятому постановлению № 209. В оспариваемом предписании от 22.12.2014 также указано на нарушение применения пункта 10 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. Так, в 22 сообщениях формы СПД-4 в уполномоченный орган о приостановлении операций перевода денежных средств «отправитель» не является физическим лицом, осуществляющим операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ. В перечне лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, находился во всех указанных случаях «Получатель», о чем имеется отметка в строке 124 СЭД, операция подлежит приостановке установленным порядком в месте оплаты перевода. Предприятием нарушен пункт 47 (а) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2005 № 221 (далее по тексту – Правила), в части несоблюдения контрольных сроков осуществления почтовых переводов денежных средств по технологии ЕСПП в рамках продукта «Почтовый перевод России», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» № 150-п от 21.04.2011. Электронные переводы денежных средств приостановлены в местах приема незаконно и отправлены с нарушением срока пересылки переводов. Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 3 предписания неисполним, поскольку на момент вынесения предписания истекли сроки приостановления денежных переводов и все они отправлены в почтовые отделения по адресу получателя. С учетом изложенного, апелляционную жалобу надлежит удовлетворить частично, решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления от 22.12.2014 - отменить и в этой части отказать в удовлетворении требований Предприятия. В остальной части выводы суда первой инстанции о недействительности предписания законны и обоснованы. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу n А15-2283/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|