Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А61-3317/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А61-3317/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2015 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Цигельникова И.А.,

судьи: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.01.2015 по делу № А61-3317/2014 (судья Базиева Н.М.)

по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Горский государственный аграрный университет»

о признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания от 17.07.2014 № 23-р,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

в отсутствие представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

            федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горский государственный аграрный университет» (далее – Университет) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания (далее – Управление) о признании недействительным распоряжения от 17.07.2014 №23-р.  

            Определением от 20.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).

            Решением от 20.01.2015 заявленные требования Университета удовлетворены, признано недействительным оспариваемое распоряжение Управления.

            Считая решение суда незаконным и необоснованным, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

            В своих отзывах на апелляционную жалобу Университет и Министерство возражают по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просят решение суда оставить без изменения.

            Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

            В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.       

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 № 1041-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 Университет находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство является его учредителем (пункт 1.2 устава Университета).

Общежитие - здание (литера Е), расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Транспортная, 6, в составе иного государственного имущества передано в оперативное управление Университету в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством РСО-Алания от 23.03.1995, что подтверждается распоряжением ТУ Росимущества в РСО-Алания от 30.11.2009 № 22-р.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 18.12.2008 № 3968/2008-12 данный объект числится в реестре федеральной собственности.

Право оперативного управления Университета зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись от 21.12.2009 № 15-15-01-117/2009-331).

В связи с проведенной Управлением проверкой эффективности использования Университетом федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, установлено, что общежитие - здание (литера Е) не используется правообладателем (Университетом) по целевому назначению, находится в аварийном состоянии, визуальный осмотр выявил наличие крупных трещин в опорных стенах здания, что может создавать угрозу обрушения здания (акт проверки от 26.03.2014).

Управление направило в адрес Министерства письмо от 05.06.2014 № 05/1129 с приложением акта проверки, в котором сообщало о планируемом изъятии указанного выше здания из оперативного управления ГГАУ и просило выразить свое мнение по данному вопросу.

Ответ от Министерства в 30-дневный срок получен не был.

Указанные обстоятельства явились основанием для издания распоряжения Управления от 17.07.2014 № 23-р об изъятии из оперативного управления Университета, общежития – здания (литера Е) и принятии его в государственную казну Российской Федерации.

Не согласившись с принятым распоряжением, Университет обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Университета, исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

На основании положения «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450) министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

В силу пункта 5.4 названного Положения министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 названного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным унитарным предприятиям, подведомственным министерству.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 № 1355 «О полномочиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по управлению подведомственными объектами федеральной государственной собственности в агропромышленном комплексе» министерство осуществляет совместно с Министерством государственного имущества Российской Федерации и его территориальными органами контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных юридических лиц, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом или его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 № 1041-р Университет включен в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерство осуществляет функции по управлению государственным имуществом, а также отдельные полномочия собственника в отношении федерального имущества, а поэтому вопросы, связанные с изъятием имущества у Университета, подлежали согласованию с ним.

Довод Управления о том, что оспариваемое распоряжение принято в связи с нерассмотрением Министерством в 30-дневный срок предложения о согласовании вопроса об изъятии из оперативного управления Университета спорного объекта, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку действующим законодательством не установлен срок для подобного согласования.

Согласие, по своей правовой природе, должно быть безоговорочным и исключающим какое-либо двоякое толкование.

В письме от 05.08.2014 № АВ-13-26/9862, направленном в адрес Управления в ответ на предложение о согласовании вопроса об изъятии здания общежития Университета, Министерство указало на нецелесообразность прекращения права оперативного управления на указанное здание и просило не издавать соответствующий распорядительный акт в отношении данного объекта.

В суде первой инстанции в отзыве на заявление Министерство также указало на то, что им не согласовано изъятие спорного объекта Университета, и возражало против такого изъятия.

Довод Управления о том, что спорное имущество изъято с учетом его неиспользования Университетом, а также в связи с нахождением данного здания в аварийном состоянии в течение длительного времени также отклонен судом первой инстанции, поскольку вопрос об изъятии имущества должен быть решен с соблюдением установленного законодательством порядка.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что в отсутствие согласия Министерства на изъятие из оперативного управления подведомственного ему спорного здания общежития Университета Управлением не соблюден установленный порядок для изъятия у государственного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества.

Таким образом, оспариваемое распоряжение Управления подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.01.2015 по делу № А61-3317/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

                Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              И.А. Цигельников

Судьи                                                                                                           Л.В. Афанасьева

                                                                                                                      Д.А. Белов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А15-75/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также