Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А63-14369/07-С1-19. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 Дело № А63-14369/07-С1-19

Апелляционное производство № 16АП-1376/08(1)  

г. Ессентуки

04 августа 2008 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Сулейманова З. М., 

судей: Баканова А. П., Винокуровой Н. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30 мая 2008 года по делу № А63-14369/07-С1-19 по иску ОАО «Ставтелеком» им. В. И. Кузьминова» к Минфину РФ в лице УФК по СК, при участии третьих лиц Минфина Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты города Железноводска о взыскании 5 898 рублей 60 копеек суммы убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи (судья Тузова Р. Р.),

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ставтелеком» им. В. И. Кузьминова», г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополь; третьи лица - Министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, Управление труда и социальной защиты города Железноводска (далее – управление) о взыскании 5 898 рублей 60 копеек суммы убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Арбитражный суд Ставропольского края, руководствуясь Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи», статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ решением от 30 мая 2008 года иск удовлетворил. С Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ООО «Ставтелеком имени В. И. Кузьминова», г. Ставрополь взыскал 5 898 рублей 60 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей.

Не согласившись с таким решением, Министерство Финансов Российской Федерации обжаловало его в апелляционном порядке, указав в жалобе, что суд не в полном объеме исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора. Средства на возмещение указанных расходов в федеральном бюджете не предусматриваются. Минфин РФ считает, что суд должен был взыскать убытки с  Министерства труда и социального развития Российской Федерации – как главного распорядителя средств федерального бюджета. Просит обжалуемый акт отменить, принять новый судебный акт, которым в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Ставтелеком» им. В. И. Кузьминова», считая обжалуемое решение законным и обоснованным, с жалобой не согласилось. Просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Суд рассмотрел жалобу в отсутствие неявившихся представителей сторон в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ  законность  принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, материалов дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда  Ставропольского края от 30 мая 2008 года надлежит оставить без изменения по следующим  основаниям.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ставтелеком имени В. И. Кузьминова» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022601937929. Предприятие имеет лицензию на оказание услуг связи.

В соответствии с п. 1 договора от 18.04.2002 г., заключенного между Управлением  и истцом, истец принял на себя обязательства предоставлять льготы по оплате услуг связи гражданам, имеющим на них право согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в частности: предоставлять 50-процентную скидку по абонентской плате за пользование телефонами.

Согласно п. 2.2.1. договора управление приняло на себя обязательства по мере поступления средств из федерального бюджета и в пределах бюджетного финансирования производить возмещение расходов предприятия на предоставление услуг телефонной связи абонентам в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно выставленным счетам, актам сверок и копиям документов, подтверждающих факт предоставления услуг телефонной связи.

В течение 2004 года истец предоставлял лицам, названным в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 50-процентную скидку по оплате услуг связи. Факт оказания истцом услуг льготным категориям граждан подтверждается данными списков льготных категорий граждан, актами о расчетах, платежными документами, договорами на оказание услуг электросвязи, копиями удостоверений, оборотными ведомостями.

Из представленных в суд документов следует, что истцом оказаны услуги электросвязи льготным категориям граждан на сумму 55 834 рубля 29 копеек. Получено возмещение через управление в размере 49 935 рублей 69 копеек. Задолженность за 2004 год составляет 5 898 рублей 60 копеек. Изложенное подтверждается справкой о задолженности федерального бюджета от 15.07.2005 года.

В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» Ставропольскому краю выделены субсидии на возмещение расходов, необходимых для реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в размере 189 073 000 рублей.

Согласно закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» от 29.12.2003 года № 46 - кз средства Фонда компенсаций распределены в полном объеме и по целевому назначению, в том числе на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Изложенное подтверждается законом Ставропольского края от 13.05.2005 года № 23-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2004 год», а также сведениями об исполнении бюджета, уведомлениями и реестрами на финансирование.

В соответствии с подпунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В силу статьи 30 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 года № 126-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 47 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 года № 126-ФЗ предусмотрена компенсация за счет соответствующего бюджета предприятиям связи средств, затраченных на предоставление льгот отдельным категориям граждан. Затраты предприятия по оказанию услуг льготным категориям граждан, не оплаченные из соответствующего бюджета, могут быть взысканы в порядке, предусмотренном ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год.

В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Суд первой инстанции установил, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили выделенные ассигнования.

Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учитывая изложенные обстоятельства, не полученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Суд также обоснованно отклонил доводы представителя Минфина РФ о пропуске истцом установленного законом срока исковой давности. Суд  пришел к правильному выводу  о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.

Истец просил взыскать 5 898 рублей 60 копеек в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате услуг связи, во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за 2004 год. Исковое заявление предъявлено истцом в суд 17.12.2007 года.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Статья 200 ГК РФ определяет, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Следовательно истец не пропустил установленный законом общий срок исковой давности. Так, исходя из положений Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», а ст. 242 Бюджетного кодекса РФ исполнение обязанности по погашению расходов по финансированию рассматриваемой категории льготников производится в пределах одного финансового года. Соответственно, с учетом положений ст. 12 БК РФ, у истца возникло право на предъявление иска о взыскании сумм выпадающих доходов за 2004 год с 01.01.2005 года. Таким образом, 3-х летний срок исковой давности не истек. Кроме того, подписание справки от 15.07.2005 года (том 1, л.д. 13) является обстоятельством, прерывающим течение срока исковой давности (статья 203 ГК РФ).

        Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не нашли подтверждения  при рассмотрении жалобы, они также были  проверены  судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Других  доводов  апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судом первой инстанции, доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Нарушений или неправильного применения судом при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30 мая 2008 года по делу № А63-14369/07-С1-19  оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                    З. М. Сулейманов

Судьи                                                                                                  А. П. Баканов

                                                                                                            Н. В. Винокурова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А63-241/08-С3-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также