Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А63–10239/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63 – 10239/2014 21 мая 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик), судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2015 по делу №А63-10239/2014 (судья Тлябичева З.Р.) по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (г. Пятигорск, ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887), третьи лица: адвокатское бюро «Ильюшихин и партнёры» (г. Санкт-Петербург), общество с ограниченной ответственностью «Национальная компания «Митра» (г. Москва, ул. Крутицкая д. 4, оф. 22), общество с ограниченной ответственностью «Л-Старт» (г. Москва, пер. Посланников д. 5, стр. 2, оф. 124), об оспаривании решения и предписания, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., В судебном заседании участвуют: от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - Текеева Э.Ч. по доверенности №06 от 01.01.2015. от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – Лазебный А.Ю. по доверенности №03/01 от 12.01.2015 УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление), о признании незаконным и отмене решения и предписания от 14.08.2014; о взыскании уплаченной государственной пошлины. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: адвокатское бюро «Ильюшихин и партнёры» (г. Санкт-Петербург), ООО «Национальная компания «Митра» (г. Ессентуки); ООО «Л-Старт» (г. Москва). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2015 требования общества удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя и признания недействительными оспариваемых решения и предписания, так как закупка не проводилась в форме торгов или запроса котировок, предложение участников имеет правовой статус оферты и не накладывает на общество соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что жалоба на действия организатора закупки соответствовала требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В дополнениях к апелляционной жалобе управление поддержала требования жалобы. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения жалобы адвокатского бюро «Илюшихин и партнеры» (далее – адвокатское бюро) на действия общества, как организатора закупки проводимой в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) на право заключения договора на оказание юридических услуг по налоговым вопросам для нужд общества, управление установило, что действия общества - организатора торгов в части отклонения заявки адвокатского бюро являются законными и соответствующими Положению о закупках общества, а так же требованиям о закупочной документации. По результатам проведения проверки обоснованности доводов указанной выше жалобы, управлением установлено, что в подпункте «з» п. 3.3.8.2.1 закупочной документации включено требование к участникам закупки о наличии положительного опыта представления интересов по спорам с налоговыми органами Республики Дагестан. Предметом закупки являлось заключение договора оказания услуг по представлению интересов ОАО «Дагэнергосеть» в арбитражных судах всех инстанций в связи с обжалованием ненормативных актов, принятых налоговым органом по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 21.03.2014 № 10-142, составленного Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан. Исследуя описанные обстоятельства комиссия управления пришла к выводу, что требование закупочной документации в части наличия положительного опыта представления интересов по спорам с налоговыми органами Республики Дагестан противоречит нормам пункта 2 статьи 3 Закон о закупках, а именно организатором торгов был нарушен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В рамках всестороннего рассмотрения жалобы адвокатского бюро комиссией управления проанализирован сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, на предмет соблюдения требований о размещении информации подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению на сайте www.zakupki.gov.ru, документации о проводимой закупке, а именно, положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке. По результатам осмотра вышеуказанного сайта, установлено, что на момент рассмотрения управлением жалобы, протоколы, составленные в ходе проведения рассматриваемой закупки, а именно: протокол вскрытия конвертов от 30.05.2014 № ПВ 300514/19; протокол рассмотрения предложений от 03.06.2014 № ПРС 030614/6; протокол оценки заявок и выбора победителя от 03.06.2014 № ПП 030614/7; протокол преддоговорных переговоров от 04.06.2014 № ППР 040614/1, не размещены на сайте www.zakupki.gov.ru. в течении 3-х рабочих дней с момента их подписания. На основании изложенного управлением принято оспариваемое решение, согласно которому общество признано нарушившим требования: пункта 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в части нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что выразилось во включении в закупочную документацию требования о наличии положительного опыта представления интересов по спорам с налоговыми органами Республики Дагестан; пункта 12 статьи 4 Закона №223-ФЗ в части нарушения трехдневного срока размещения протоколов, составленных в ходе закупки. 14.08.2014 обществу выдано предписание об аннулировании вышеуказанной закупки, которое обществом исполнено вследствие лимитированных сроков обжалования актов выездной налоговой проверки и необходимости проведения повторного запроса предложений на оказание данных услуг. Считая, что решение и предписание являются незаконными, общество обратилось в суд с заявлением. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии с ч. 10 ст.3 Закона №223-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения закупки и принятия решения управления) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения; предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Аналогичные положения закреплены в п. 3 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденного приказом Федеральной Антимонопольной Службы России от 18.01.2013 № 17/13 (далее - Порядок), действовавшего в спорный период. Рассмотрение антимонопольным органом иных нарушений Закона о закупках в данной норме не предусмотрено. В то же время законодатель в ч. 9 ст. 3 Закона №223-ФЗ не ограничил возможности для судебного обжалования действий заказчика закупки по любым нарушениям, в том числе, не предусмотренным в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ. В силу п. 1 Порядка жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона №223-ФЗ, осуществляемой путем проведения торгов или запроса котировок, рассматриваются Федеральной Антимонопольной Службой России и его территориальными органами в порядке, установленном Закона о защите конкуренции. В соответствии с п. 2 Порядка антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом №223-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок. Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ (вступил в законную силу с 01.01.2014) в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции внесены изменения, согласно которым при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Содержание извещения о проведении запроса предложений и документации по проведению запроса предложений, порядок ее проведения, позволяют сделать вывод о том, что процедура запроса предложений не является процедурой проведения торгов и не накладывает на общество соответствующего объема гражданско-правовых обязательств, о чем указано в документации по запросу предложений; предложение участников имеет правовой статус оферты и рассматривается обществом в соответствии с этим. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что закупка не проводилась в форме торгов или запроса котировок, соответственно, правомерность закупки, осуществленной обществом в форме запроса предложений, могла проверяться управлением исключительно в соответствии с положениями Закона №223-ФЗ и Порядка. В жалобе адвокатского бюро, рассмотренной управлением отсутствовали доводы о допущенных обществом нарушениях, перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ. Управление в оспариваемом решении также не указало и не установило несоответствия действий общества ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Существенное отличие процедуры открытого запроса предложений от процедуры торгов заключается в том, что согласно пункту 1.2.2. и 1.5.8. документации о запросе предложений от 15 мая 2014года, заказчик (организатор) вправе отказаться от проведения запроса предложений, а также завершить процедуру запроса предложений без заключения договора по его результатам в любое время, при этом заказчик (организатор) не возмещает претендентам и участникам расходы, понесенные ими в связи с участием в процедурах запроса предложений. Проведение открытого запроса предложений не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не регулируется п.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная процедура запроса предложений не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура Запроса предложений не накладывает на Организатора запроса соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. Кроме того, процедура запроса предложений включает в себя такую стадию, как понижение цен заявок на участие (переторжка, пункт 3.7. документации). Пунктом 3.6.4. документации также предусмотрена оценочная стадия, в рамках которой заказчик (организатор) оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, учитывая критерии, указанные пункте 3.6.4.3. документации. Все вышеуказанные стадии не характерны для процедуры торгов и являются существенными для того, чтобы сделать вывод о том, что процедура запроса предложений не является процедурой, сходной процедуре торгов. Соответственно рассматриваемая закупка не проводилась в форме торгов (конкурса или аукциона). Следовательно, правомерность закупки, осуществленной ОАО «МРСК Северного Кавказа» в форме запроса предложений, могла проверяться антимонопольным органом исключительно в соответствии с положениями Порядка (пункт 2 Порядка). В то же время законодатель в части 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не ограничил возможности для судебного обжалования действий заказчика закупки по любым нарушениям, в том числе, не предусмотренным в части 10 статьи 3 Закона о закупках. Из приведенных нормативных Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А63-12913/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|