Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А15-2502/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

28 апреля 2015 года                                                                                Дело № А15-2502/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чарчевым Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.01.2015 по делу № А15-2502/2014 (судья Тагирова З.Т.)

по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан,

об оспаривании ненормативных правовых актов,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Уллу-чай стройинвест», Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан,

в отсутствии представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.01.2015 принятым по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее – заявитель, министерство), признаны недействительными пункты 1, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - управление) от 28.03.2014 по делу РЗ-99/2013 и предписание от 28.03.2014. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение и предписание вынесено за пределами установленного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закона № 135-ФЗ) срока давности.

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в заявленных требованиях в полном объёме, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Управление ссылается на неправильное применение судами положений статьи 41.1 Закона № 135-ФЗ.

Министерство в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

ООО «Уллу-чай стройинвест» и Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан участвующие в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора, отзывов на жалобу и своих представителей в суд не направили.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, Агентство по лесному хозяйству по Республике Дагестан (ныне - Комитет по лесному хозяйству по Республике Дагестан) приказом от 27.12.2006 №174 предоставило ООО «Уллучай-стройинвест» в аренду участки лесного фонда в квартале №3 (выдела 14 и 16) Мамедкалинского лесничества Дербентского лесхоза площадью 5,0 га для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (гравийно-песчаной смеси), а также связанных с ними строительных работ и работ по эксплуатации объектов обустройства сроком на 49 лет.

На основании приказа Агентства по лесному хозяйству по Республике Дагестан (далее- агентство) 27.12.2006 №174 Минприроды РД 21.08.2008 зарегистрировало за №УН-02-1274 выданную ООО «Уллучай-стройинвест» лицензию серии МАХ 01077 ТЭ на добычу песчано- валунно- гравийной смеси на участке, расположенном в Дербентском районе Республики Дагестан в 1,75 км к юго-востоку от сел.Уллутекеме.

Между агентством и ООО «Уллучай-стройинвест» заключен в 2009 году договор аренды лесного участка на площади 5,0 га, расположенного по адресу: РД, Дербентский район, ГУ «Дербентское лесничество» Мамедкалинского участкового лесничества, квартал 3 выдела 14, 16, кадастровый номер 82:235:09:0076.

На основании приказа от 25.07.2013 №235 управление провела внеплановую выездной проверку в отношении Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан (далее - комитет) с 30.07.2013 до 27.08.2013 на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков хозяйствующим субъектам, индивидуальным предпринимателям и иным лицам.

По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки от 20.09.2013 №99.

В акте отражены следующие нарушения:

- издание комитетом на основании обращения ООО «Уллучай-стройинвест» приказа от 27.12.2006 №174 о предоставлении земельного участка лесного фонда в квартале №3 выдела 14 и 16 Мамедкалинского лесничества Дербентского лесхоза площадью 5 га для разработки месторождений полезных ископаемых (гравийно-песчаной смеси), а также связанных с ними строительных работ и работ по эксплуатации объектов обустройства сроком на 49 лет (нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ);

- выдача ООО «Уллучай-стройинвест» лицензии МАХ 01077 ТЭ от 21.08.2008 со сроком действия до 01.07.2008 (нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ).

Управление возбудило дело №99/2013 по признакам нарушения комитетом части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в ограничении конкуренции при предоставлении лесного участка в аренду ООО «Уллучай-стройинвест» и создало комиссию по рассмотрению данного дела.

По результатам рассмотрения дела №99/2013 (резолютивная часть объявлена 18.03.2014) управление решением от 28.03.2014 признало министерство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в ограничении конкуренции на рынке добычи общераспространенных полезных ископаемых в части предоставления обществу лицензии МАХ №01077 ТЭ без проведения аукциона на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, расположенном в Дербентском районе РД, в 1,75 км к востоку от села Уллутекеме (пункт 1).

Пунктом 2 данного решения дело в отношении комитета прекращено в связи с истечением срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона № 135-ФЗ.

Пунктом 3 решения указано выдать министерству предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и пунктом 4 - передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

На основании решения управление по делу №99/2013 выдало министерству предписание от 28.03.2014 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в ограничении конкуренции при предоставлении обществу лицензии серии МАХ №01077 ТЭ в целях добычи полезных ископаемых на лесных участках, а именно: министерству в срок до 28.06.2014 провести торги (конкурс, аукцион) на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, расположенном в Дербентском районе РД, в 1,75 км к востоку от села Уллутекеме (условный номер лесного участка 82:235:09:0076), предоставленным обществу в целях добычи полезных ископаемых.

Заявитель обжаловал решение и предписание, указывая на их несоответствие закону.

Признавая требования заявителя правомерными, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.

Основанием для принятия оспоренных решения и предписания послужило выдача министерством 21.08.2008 обществу лицензии МАХ №01077 ТЭ на добычу песчано-валунно-гравийной смеси на лесном участке, расположенном в Дербентском районе, в 1,75 км. к юг-востоку, в сел.Уллутекеме, без проведения аукциона а право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком местного значения.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 09.11.1999 №17 (в редакции от 08.04.2008), действовавшего на момент выдачи лицензии обществу, основанием возникновения права пользования участками недр является решение Правительства Республики Дагестан о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Судом установлено, что на день выдачи (21.08.2008) министерством обществу лицензии серии МАХ №01077 ТЭ на добычу песчано-валунно-гравийной смеси отсутствовало соответствующее решение Правительства Республики Дагестан о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения и указанная лицензия выдана без проведения аукциона на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действии (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Как указано выше, обществу выдана лицензия министерством на пользование участками недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, и зарегистрировано 21.08.2008 в реестре за №УН-02-1274.

Министерство заявляет об истечении трех лет со дня выдачи лицензии.

В силу статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 (в редакции от 18.07.2008) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац 3 статьи 11 названного Федерального закона о недрах).

В соответствии со статьей 41.1 Закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 №23295-1 (в редакции от 18.07.2008) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия по существу является ненормативным правовым актом органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей.

Пунктом 1 оспоренного решения управление признало министерство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в предоставлении обществу лицензии МАХ 01077 ТЭ без проведения аукциона на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых.

Вмененное антимонопольным органом нарушение совершено министерством 21.08.2008- непосредственно в день регистрации указанной лицензии.

Моментом начала и окончания совершения правонарушения является день регистрации и выдача лицензии.

Поскольку регистрация (выдача) лицензии является разовым актом и на дату возбуждения управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства (31.10.2013) истекли три года со дня совершения этого нарушения.

Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на него законом.

Довод управления о том, что данное нарушение является длящимся, необоснованный, подлежит отклонению в силу вышеизложенного.

Управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства и вынесло оспариваемые решение и предписание от 28.03.2014 по делу №99/2013 за пределами предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции срока давности привлечении к ответственности.

Данный вывод суда согласуется с существующей судебной практикой при рассмотрении подобных споров, в частности с позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 по делу №А25-1774/2012.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно признаны недействительными пункты 1,3,4 решения и предписание управления. В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.01.2015 по делу № А15-2502/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 М.У. Семенов

Судьи                                                                                               С.А. Параскевова

                                                                                                          И.А. Цигельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А18-716/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также