Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А63-3994/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                            Дело А63-3994/2014

22 апреля 2015 года                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015

Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Изобильненскому району Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2015 по делу № А63 - 3994/2014 (судья Лукьянченко Т.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь», г. Ставрополь (ОГРН 1022601940613, ИНН 2636032629)

к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Изобильненскому району Ставропольского края (г. Изобильный, ОГРН 1022600662017, ИНН 2607014738)

о признании незаконными требований от 15.01.2014 № 121, 131, 141, 151, об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы

третье лицо – Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (г. Москва)

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» – Игнатенко С.А. по доверенности №18/150004 от 01.01.2015.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Изобильненскому району Ставропольского края (далее – учреждение, Пенсионный фонд) о признании незаконными уточненных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №№ 121, 131, 141, 151 от 15.01.2014, об обязании возвратить излишне взысканную недоимку по страховым взносам в размере 4 491 735,59 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2, г. Москва (далее – третье лицо, инспекция).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2015 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что пенсионным фондом не доказана правомерность выставления оспариваемых требований, не опровергнуты представленные обществом доказательства.

Не согласившись с решением суда, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение по делу отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» в своем отзыве просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией, проведена выездная налоговая проверка общества и его филиалов за 2009-2010 годы, в том числе по структурным под-разделениям Изобильненского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее Изобильненское ЛПУМГ), Управление технологического транспорта и специальной техники (далее УТТиСТ), Цех металлопластиковых и полиэтиленовых изделий (далее ЦМПИ), Ставропольского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее Ставропольское ЛПУМГ).

По результатам проверки инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.05.2013 № 19-14/9, с доначислением единого социального налога (ЕСН) в сумме 22 487 344 руб. за 2009 год.

Основанием для доначисления данного налога явился факт нарушения обществом пункта 1 статьи 236 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), поскольку заявителем не были включены в налоговую базу по ЕСН за 2009 год суммы материальной помощи к отпуску, выплаченной работникам предприятия.

Налоговым органом в адрес общества выставлено требование № 11 от 06.06.2013 на сумму ЕСН в размере 22 487 344 руб., в дальнейшем, указанная сумма налога зачтена инспекцией в полном объеме на основании заявления налогоплательщика от 10.06.2013 № 1896/ГТС, что подтверждается решениями о зачете.

Материалы налоговой проверки в рамках соглашения по информационному взаимодействию между Министерством по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации переданы инспекцией в учреждение.

Пенсионным фондом в результате сверки суммы начисленных и уплаченных страховых взносов за 2009 год с результатами налоговой проверки выявлено, что общество не обложило страховыми взносами на ОПС выплаченные суммы материальной помощи к отпуску за период 2009 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для доначисления страховых взносов на указанные суммы в общем размере 4 491 735,59 руб., в том числе по Изобильненскому ЛПУМГ, по УТТ и СТ, по ЦМПИ, по Ставропольскому ЛПУМГ. В связи с чем, в адрес заявителя выставлены и направлены уточненные требования от 15.01.2014 №№ 121, 131, 141, 151, с предложением уплатить недоимку в установленный в срок.

В связи с неисполнением указанных требований пенсионным фондом в бесспорном порядке взыскана задолженность по платежам в Пенсионный фонд в размере 4 491 735,59 рублей (инкассовые поручения от 17.03.2014 № 03600770030045, от 17.03.2014 №03600770030044, от 17.03.2014 №03600770030041, от 17.03.2014 №03600770030040, от 17.03.2014 №042, от 17.03.2014 №043, от 17.03.2014 №03600770030047, №03600770030046 от 17.03.2014).

Считая требования от 15.01.2014 №№ 121, 131, 141, 151 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафам и действия по их выставлению не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающими права заявителя и возлагающими на него незаконные обязанности, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учреждением не доказана правомерность выставления оспариваемого требования и не опровергнуты представленные обществом доказательства.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам.

В силу п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, которые начислены налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии со ст. 243 НК РФ, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

В соответствие с действовавшим в спорный период законодательством суммы единого социального налога, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона № 167-ФЗ, зачислялась на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 НК РФ, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.

При этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом № 167-ФЗ.

На основании аб. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование влечет образование недоимки по единому социальному налогу, подлежащей взысканию с налогоплательщика в порядке, установленном Кодексом.

Таким образом, сумма единого социального налога, взыскиваемая налоговыми органами, должна определяться с учетом уже уплаченных страховых взносов. И наоборот, суммы страховых взносов, взыскиваемые органами Пенсионного фонда России, также должны определяться с учетом уже взысканного налоговыми органами единого социального налога.

Данный вывод подтверждается развитием законодательства о ЕСН и взносах на ОПС во времени. Так, до вступления в законную силу Федерального закона № 167-ФЗ единый социальный налог, начисленный по ставке 28 процентов, в полном размере поступал в Пенсионный фонд России и предназначался для выплаты пенсий.

Как следует из п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам.

Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база по единому социальному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, которые начислены налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Из статьи 81 НК РФ, следует, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.

То есть порядок, предусмотренный указанной нормой, применяется в случае, когда нарушения обнаружены налогоплательщиком.

В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ. Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета, в том числе, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

В силу аб. 2 п. 1 ст. 166.1 БК РФ, Федеральное казначейство перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А15-4394/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также