Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А22-3849/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

22 апреля 2015 года                                                                                  Дело № А22-3849/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.02.2015 по делу № А22-3849/2014

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (ИНН 0814165241, ОГРН 1050866763925)

к закрытому акционерному обществу «Агат» (ИНН 0803000840, ОГРН 1020800567611)

о расторжении договора аренды лесного участка,

в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее по тексту – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия иском к закрытому акционерному обществу «Агат» (далее по тексту – общество) о расторжении договора аренды лесного участка № 3 от 16.06.21008.

Решением суда от 05.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало против доводов Министерства. Заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.02.2015 по делу № А22-3849/2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 16.06.2008 между Министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 3, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 19,1 га., местоположение согласно материалам лесоустройства, квартал № 38,39 выдел 12, 13,1,2, 11, 16 Каспийского лесничества Лаганского районного муниципального образования Лаганского района Республики Калмыкия.

Согласно приложению № 3 к договору аренды лесной участок предназначен для ведения сельского хозяйства (для развития рыболовства).

В пункте 5 договора стороны определили, что арендная плата составляет 11 204 рублей за год.

Срок действия договора аренды установлен с 16.06.2008 по 29.12.2055 (пункт 19 договора).

В соответствии с пунктом 15 договора аренды внесение изменений в договор допускается только в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных и ситуаций (пожары, наводнение, землетрясение).

Во исполнение договора аренды 16.06.2008 лесной участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи.

31.09.2008 договор аренды лесного участка зарегистрирован регистрирующим органом.

Министерство письмами от 17.07.2014, 31.07.2014 и 22.08.2014 обращалось к обществу с предложением о расторжении договора аренды, ссылаясь в качестве основания на предписание Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2014 № 6/2014.

Ссылаясь, что указанные письма получены обществом, однако, положительного ответа в адрес арендодателя не поступило, Министерство обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ от 04.12.2006 установлена обязанность участников договоров аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01.01.2009 (пункты 1, 2 статьи 4).

Таким образом, Федеральным законом № 201-ФЗ установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а именно - переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона.

Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка № 3 от 16.06.2008 заключен ввиду необходимости приведения в соответствие с вступившим в действие Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды № 1 от 29.12.2006.

Заключение спорного договора было обусловлено требованиями указанного Федерального закона.

В качестве оснований для расторжения договора аренды Министерство ссылается на предписание Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2014 № 6/2014, содержание которого имеет ссылку на расторжение договора аренды № 3 от 16.06.2008 с ЗАО «Агат» по основанию нарушения требований статей 25 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 73 Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, цена аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09 по делу № А58-2302/2008, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключен по цене, рассчитанной на основании отчета ОАО «Автосервис» № 195/07 от 30.01.2008.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Во исполнение условий договора аренды по заказу общества ННИО «Волжский Международный институт Леса» разработан проект освоения лесного участка для ведения сельского хозяйства (развитие рыболовства), площадью 19.1 га, расположенного на территории РГУ «Каспийское лесничество», Каспийского участкового лесничества, Республики Калмыкия. Приказом Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия от 28.09.2009 № 301 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по рассмотрению проекта освоения лесов.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции с учетом пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводку о недоказанности того, что лесной участок использовался обществом с существенным нарушением условий договоров, влекущим для арендодателя такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Следовательно, при отсутствии существенных нарушений договора аренды суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований по досрочному его расторжению.

Исходя из материалов дела и позиции Министерства, по сути, требование истца о расторжении договора аренды основано на том, что в указанном договоре установлен размер арендной платы (пункт 5 спорного договора) без учета того, что ставка арендной платы за пользование спорным лесным участком относится к регулируемым ценам. Данное обстоятельство, в отсутствие иных предусмотренных пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для расторжения договора, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Министерство, не лишено права обратиться, в порядке, установленном статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, с требованием о внесении изменений в спорный 5 пункт договора об установлении арендной платы в размере определенной законом.

В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.

С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.02.2015 по делу № А22-3849/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.

В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.02.2015 по делу № А22-3849/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    О.В.Марченко

Судьи                                                                                                                               И.Н.Егорченко

                                                                                                                              Г.В.Казакова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу n А63-13175/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также