Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А18-740/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

02 апреля 2015 года                                                                                    Дело № А18-740/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен  02 апреля 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола  судебного заседания секретарем Погосовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия

на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.01.2015 по делу          № А18-740/2014 (под председательством судьи Гелисханова Р.З.)

по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия,

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия,

о признании решения незаконным, об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия: представитель Банхаев Б.М. по доверенности № 07 от 06.08.2014;

от федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»: представитель Семисорин Д.В. по доверенности № 01-12/498 от 15.12.2014, представитель Хамхоев Б.Б. по доверенности № 4 от 26.01.2015,

в отсутствие  иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – РТРС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (далее – Управление Росреестра по Республике Ингушетия, Управление) от 22.08.2014 № 01/005/2014-554 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 09.06.2014, № 36, незаконным и обязании Управления Росреестра по Республике Ингушетия осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 09.06.2014, № 36 в установленный законом срок.

Решением суда от 14.01.2015 исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.08.2014 № 01/005/2014-554. Суд обязал регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 09.06.2014, № 36. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение, принятое уполномоченным органом, не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.

Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 14.01.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка необходимо представление заключения (отчета) об оценке объекта недвижимости, передаваемого в аренду в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Ингушетия поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 26.02.2015 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта  в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.01.2015 по делу № А18-740/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, между РТРС (арендатор) и Территориальным управлением Росимущества в Республике Ингушетия (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 09.06.2014, № 36 (далее – договор) (том 1, л.д. 29-35).

Согласно указанному договору арендодатель предоставляет арендатору земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 06:05:0100001:796, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Центральный административный округ, прос. им. И. Базоркина, д. 72 «А», для использования в целях размещения сооружений связи и телерадиовещания, общей площадью 15346 кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте. Земельный участок предоставляется РТРС в аренду для размещения объекта инженерной инфраструктуры с целью обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Договор заключен сроком на 49 лет (с 01.06.2014 по 31.05.2063).

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 19.11.2013 № 3024/4 на данном участке расположен объект, находящийся на праве хозяйственного ведения у РТРС - «Телецентр Н=118 м (башня)», предназначенный для обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

РТРС обратилась в Управление Росреестра по Республике Ингушетия с заявлением о государственной регистрации договора в соответствии с действующим законодательством.

Сообщением от 22.08.2014 № 01/005/2014-554 в государственной регистрации договора аренды земельного участка отказано со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) (том 1, л.д. 26-27).

РТРС, считая отказ управления в регистрации договора незаконным, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122–ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации» (далее – Закона о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Согласно статье 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки, а также иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплены в статье 20 Закона о регистрации.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

К заявлению о государственной регистрации договора аренды должны быть приложены документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);  документ об уплате государственной пошлины. Предоставление в регистрационный орган иных документов противоречит закону (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Из представленных в материалы дела документов установлено, что при государственной регистрации договора аренды заявителем представлены на регистрацию все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.

Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у Управления не имелось.

В связи с чем довод регистрирующего органа о том, что регистрационные действия в отношении указанного договора аренды не могут быть осуществлены в связи с непредставлением заключения (отчета) об оценке объекта недвижимости, передаваемого в аренду, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.

Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрена обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при определении стоимости объектов оценки при передачи их в аренду.

Между тем, как указано в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица - незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость)

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А15-4171/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также