Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А77-1389/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                   Дело №А77-1389/2007

21 июля 2008 г.                                             Регистрационный номер

апелляционного производства  16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1311/08

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2008,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 21.07.2008

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В., Винокуровой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Сангириев .А. – доверенность №3 от 09.01.08г.

от ответчика: Магомедова Р.М. – доверенность б/н от 15.07.08г.

от третьих лиц: от ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» - Хасанов А.Л. – доверенность №09/56 от 10.01.08г.

рассмотрев апелляционную жалобу

Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике

на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 13.02.2008 по делу №А77-1389/2007

по исковому заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике к Управлению Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиалу ФГУП «Почта России»,

третьи лица – ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике», филиал ФГУП «Связь-безопасность» по Чеченской Республике,

о взыскании денежных средств за пользование федеральным имуществом,

           

УСТАНОВИЛ:

04.04.2006г. между Управлением Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиалом ФГУП «Почта России», ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» и филиалом ФГУП «Связь-безопасность» по Чеченской Республике, с согласия Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике, как собственника имущества, заключены договора №№ 365; 366 и 368 на аренду не­движимого имущества, находящегося в государственной собственности. Согласно указанным договорам, Арендаторам – ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» и филиалу ФГУП «Связь-безопасность» по Чеченской Республике, переданы в аренду нежилые помещения, расположенные по ад­ресу: ЧР, г. Грозный, Ленинский район, ул. Грибоедова, 110.

За арендуемые нежилые помещения Арендаторы обязаны ежемесячно пла­тить в доход федерального бюджета арендную плату, ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» в размере 37 058 рублей, а Филиал ФГУП «Связь-безопасность» по Чеченской Республике по договору № 366 в размере 1 074 рубля и по договору №368  8 416 рублей на счет, указанный собственником имущества - Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике.

С момента за­ключения договоров Арендаторы арендную плату на указанный счет не платили.

Арендные платежи по договорам аренды недвижимого имущества от 04.04.2006г. № 365,366 и 368 внесены Арендаторами на счет Арендода­теля полностью и задолженности не имеется.

Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике обратилось в Арбитражный суд Чеченвкой Республике с иском к Управлению Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании доходов за использование федерального имущества в сумме 657 590 рублей.

Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 13.02.2008г. в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из следующего.   

На основании п. 2 ст. 299 ГК РФ доходы от использования имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и ины­ми правовыми актами. Исходя из этого и учитывая, что арендодателем находящегося в хо­зяйственном ведении недвижимого имущества выступает само предприятие, пункт 4.2 договоров аренды в части, предусматривающей поступление в федеральный бюджет всей суммы арендной платы, не соответствует закону.

Возложение на государственное унитарное предприятие, исполь­зующее государственное имущество на праве хозяйственного ведения, обязанности по перечислению всей выручки от аренды государственного имущества в доход федераль­ного бюджета, не предусмотрено федеральным законодательством.

Суд пришел к выводу о том, что Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике является ненадлежа­щим истцом по иску, поскольку орган, осуществляющий контроль за использованием средств Федерального бюджета, не  уполномочивал Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике на предъявление такого иска.

            Не согласившись с решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 13.02.2008г., Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующее.

Суд первой инстанции не учёл, что по условиям договоров аренды (пункт 4.2 договора аренды недвижимого имущества №365 от 04.04.2006 г.) арендатор обязан был перечислять всю сумму арендных платежей на счёт по учету доходов федерального бюджета. Перечисление же указанной суммы на счёт Арендодателя является прямым нарушением существенных условия и договора аренды и норм гражданского законодательства.

Приложениями 2 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 г. №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и к Федеральному закону от 19 декабря 2006 г. №238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий отчисляются в федеральный бюджет в размере 100%.

Более того, в соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, подлежат перечислению в федеральный бюджет в полном объеме.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиал ФГУП «Почта России» просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считая доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.    

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права,  доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене, поскольку оно вынесено при неправильном применении норм материального права.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации № 685 от 30.06.1998 (в редакции постановления Правительства № 156 от 23.03.2006) предусмотрено, что с 01.08.1998 арендные платежи за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом перечисляются на лицевой счет соответствующего территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, открытый им в органах федерального казначейства.

Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия являются участниками бюджетного процесса. Бюджетно-финансовые взаимоотношения между унитарными предприятиями и собственником имущества (бюджетом соответствующего уровня) регулируются нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 названного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме.

В приложении №2  к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» и Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» установлен норматив отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных унитарных предприятий, в размере 100%.

Таким образом, требование Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике о зачислении арендной платы в полном объеме в доход федерального бюджета не противоречит действующему законодательству и пункту 4.2 договоров аренды №№ 365, 366 и 368.

Арендные платежи по договорам аренды недвижимого имущества от 04.04.2006г. № 365, 366 и 368 внесены Арендаторами на счет ответчика - Управления Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиал ФГУП «Почта России»

Поскольку доказательств внесения арендной платы в федеральный бюджет на счет по учету доходов федерального бюджета (пункт 4.2 договоров аренды №№ 365, 366 и 368)   ответчиком суду не представлено, требования истца о взыскании задолженности заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Как следует из материалов дела, спорное помещение является федеральной собственностью и находится в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России».

Управление федеральной собственностью в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое делегировало право сдачи федерального имущества в аренду Министерству имущественных отношений Российской Федерации и его территориальным агентствам.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 Министерство имущественных отношений Российской Федерации упразднено. Правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом переданы образованному Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

В силу статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец является лицом, за чей счет произошло неосновательное сбережение денежных средств за пользование спорным имуществом. Ответчик в результате получения арендных платежей получил неосновательное обогащение, а потому требования истца являются обоснованными.

Вывод суда первой инстанции о том, что собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, ограничен обязательственными правоотношениями, в частности, правом на получение части прибыли (статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации), является незаконным и не соответствует действующему законодательству. Пункт 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет ограничение предприятия в пользовании недвижимым имуществом. А часть 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет порядок поступления средств, полученных от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике является надлежащим истцом по делу и лицом, выступающим в интересах собственника, за счет которого произошло неосновательное обогащение.

Что касается требования истца об обязании ГУ «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике» вносить арендную плату за оставшийся период действия договора аренды №365 от 04.04.06г. в доход федерального бюджета, то оно не полежит удовлетворению, поскольку удовлетворение требований на будущее время законодательством не предусмотрено.

Прим таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате.

В соответствии со статье 110 АПК РФ государственная пошлина, уплачиваемая при подаче искового заявления в размере 13075 рублей 90 копеек и государственная пошлина, уплачиваемая при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, а всего 14075 рублей 90 копеек, подлежит взысканию с Управления Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиал ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 13.02.2008 по делу №А77-1389/2007 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с Управления Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиал ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета сумму, полученную за сдачу в аренду федерального недвижимого имущества в размере 657 590 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Управления Федеральной почтовой связи по Чеченской Республике – филиал ФГУП «Почта России» в доход федерального бюджета 14075 рублей 90 копеек государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                              С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                            Е.В. Жуков

Н.В. Винокурова

 

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А20-06/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также