Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А22-1390/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

12 марта 2015 года                                                                                   Дело № А22-1390/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.12.2014 по делу № А22-1390/2013

по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании совершить определенные действия,

с участием третьего лица: Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия,

при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия: представитель Санжиева Ю.П. (по доверенности от 13.01.2015), представитель Буватинов Д.И. (по доверенности от 03.03.2015),

от Министерства по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия: представитель Дамбинов Н.В. (по доверенности от 26.12.2014),

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия: представитель Санжиев С.К.(по доверенности от 19.01.2015).

УСТАНОВИЛ:

Министерство по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия (далее по тексту - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее по тексту – Управление) на объект недвижимости: водоснабжение п.Гашун (1 пусковой комплекс) по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п.Гашун и обязании зарегистрировать право собственности Республики Калмыкия на объекты недвижимости: водоснабжение п.Гашун (1 пусковой комплекс) по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п.Гашун, с кадастровым номером 08:13:190104:186.

Решением суда от 08.12.2014 заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект: водоснабжение п. Гашун (1 пусковой комплекс) по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Гашун, с кадастровым номером 08:13:190104:186 признан судом незаконным. Суд обязал регистрирующий орган  зарегистрировать право собственности Республики Калмыкия водоснабжение п. Гашун (1 пусковой комплекс) по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, п. Гашун, с кадастровым номером 08:13:190104:186.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

В отзывах на жалобу Министерство по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон озвучили свои правовые позиции по рассматриваемой жалобе.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 07.02.2013 Министерство обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения.

26.02.2013 Управление направило Министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах.

В установленный срок Министерство устранило выявленные противоречия в документах и представило свидетельство о праве собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

Сообщением от 25.03.2013 № 07/003/2013-340 Управление отказало в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на спорный объект

Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы, Министерство обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 и пункту 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

Проверив основания отказа в регистрации права, суд первой инстанции установил, что заявителем на государственную регистрацию представлены предусмотренные пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту - Закон о регистрации) документы, подтверждающие факт создания заявителем спорного объекта (разрешение на строительство газопровода и акт ввода его в эксплуатацию). Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не является основание для отказа в регистрации объекта недвижимости.

Между тем, данные выводы суда нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Из материалов дела следует, что Министерством в регистрационную службу представлены разрешение на строительство объекта, разрешение на ввод его в эксплуатацию, кадастровый паспорт объекта, доверенность, распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 20.01.2008 №18-р, распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 21.03.2008 № 71-р.

Согласно представленному на регистрацию кадастровому паспорту сооружения спорному объекту присвоен кадастровый номер 08:13:190104:186, он расположен в пос. Гашун Яшкульского района Республики Калмыкия, вдоль дороги, с севера граничит со стоянкой сельхозмашин и имеет площадь 27,7 кв м.

Однако, земельный участок площадью 6170 кв.м., право на который зарегистрировано 26.02.2013 за Республикой Калмыкия, расположен в восточной части кадастрового квартала 08:13:190104 и имеет кадастровый номер 08:13:190104:187.

Земельный участок площадью 26 961 кв.м., право собственности, на который 26.02.2013 зарегистрировано за Республикой Калмыкия, расположен в другом кадастровом квартале в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун и имеет кадастровый номер 08:13:190201:118. Следовательно, местоположение спорного объекта не совпадает с адресами земельных участков.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.02.2013 № 08 РК 298324 выдано в отношении иного земельного участка с кадастровым номером 08:13:190104:187.

Кроме того, представленный кадастровый паспорт сооружения не соответствует требованиям действующего на момент его выдачи приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» и не содержит необходимый для государственной регистрации объем информации (не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества).

Иных надлежащих документов, из которых усматривается возникновение права на земельный участок для строительства объекта недвижимости: водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), заявитель не представил.

Таким образом, на регистрацию Министерство представило документы, содержащие противоречивые данные, что не позволило регистрирующему органу провести регистрацию права собственности на газопровод в установленном законом порядке.

Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства пояснил суду о том, что объект (1 пусковой комплекс), права на которое оно просит зарегистрировать, по техническим характеристикам не является самостоятельным, не предназначен для самостоятельного функционального использования, а является частью общей системы водоснабжения.

С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право подлежит регистрации на весь объект водоснабжения в целом, а не на отдельную его часть - (1 пусковой комплекс).

Министерство не лишено возможности повторно обратиться за регистрацией права собственности на водопровод, предоставив Управлению надлежащие документы.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, в связи с тем, что на момент регистрации вновь созданного объекта Министерством предоставлены все необходимые документы, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий материалам дела.

Согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;

3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, вследствие чего подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.12.2014 по делу № А22-1390/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Министерства по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    О.В.Марченко

Судьи                                                                                                                               И.Н.Егорченко

                                                                                                                              Г.В.Казакова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А63-6166/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также