Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А63-5312/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 06 февраля 2015 года Дело № А63-5312/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Гостиница «Пятигорск» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2014 по делу № А63-5312/2014 (под председательством судьи Быкова А.С.) по иску открытого акционерного общества «Гостиница «Пятигорск» (ИНН 2632070165, ОГРН 1032600752711) к администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627012993, ОГРН 1022603425547), третье лицо - управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (ИНН 2627011630, ОГРН 1022603427494), о признании незаконным отказа, при участии в заседании представителей: от открытого акционерного общества «Гостиница «Пятигорск»: представитель Забуга И.А. по доверенности от 21.10.2013; от администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края: Павлова Ж.И. по доверенности от 12.01.2015; от управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска: представитель Ермуратин С.Ю. по доверенности от 12.01.2015, УСТАНОВИЛ:открытое акционерное общество «Гостиница «Пятигорск» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города-курорта Железноводска (далее – администрация) со следующими требованиями: - признать отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:123, площадью 8 366 кв. м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, д. 35, незаконным; - обязать администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:123, площадью 8 366 кв. м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, д. 35, в собственность общества и направить проект договора купли-продажи земельного участка обществу для его заключения и последующей регистрации. Определением суда от 26.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее – управление). Решением суда от 27.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 26:31:010126:123, расположенный на территории курорта, относится к объектам особой охраны и не подлежит предоставлению в собственность (приватизации), в силу запрета, установленного федеральным законом. Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из состава земель особо охраняемых природных территорий исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты, в отношении которых прекращено действие норм статьи 58 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 и статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В отзыве администрация просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 17.12.2014 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела. Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу на праве собственности принадлежат торговый центр, складское здание и трансформаторная подстанция, расположенные по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, 35, на земельном участке площадью 8366 кв. м с кадастровым номером 26:31:010126:0123. Общество также является арендатором названного земельного участка на основании договора аренды № 319 от 31.05.2006 с учетом договора уступки прав и обязанностей от 29.07.2013 (том № 1, л.д. 22 -28, 31-32). 18.03.2014 истец обратился в адрес ответчика письмом № 101 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:0123 (том № 1, л.д. 120). Указанное письмо получено ответчиком, что подтверждается его письмом № 605/1402 от 25.03.2014. Администрация отказалась предоставлять в собственность испрашиваемый земельный участок (том № 1, л.д. 121). Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением. Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Обязанность по предоставлению земельных участков, занятых объектами недвижимости заявителя, закреплена положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть переоформлены и права на земельный участок лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования). Вместе с тем отказ в иске мотивирован запретом на приватизацию спорных земельных участков, установленным пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для земель особо охраняемых природных территорий. Определяя применимость указанной нормы права к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Согласно положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность дозволено, за исключением случаев, установленных законом. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Общие правила оборотоспособности земельных участков закреплены в Земельном кодексе Российской Федерации. Так, в силу положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, иными федеральными законами. При этом в силу части 5 приведенной нормы права ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. А запрет на приватизацию земель особо охраняемых природных территорий установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Позиция истца по делу основана на том, что нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 406-ФЗ) и отдельными законодательными актами Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий. Соответственно истец полагает, что запрет на приватизацию курортных земель законодательством не установлен. Вместе с тем истец не учитывает специальные нормы, определяющие действие указанного закона во времени. Так, пункт 3 статьи 10 Закона № 406-ФЗ устанавливает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Судом первой инстанции при правильном применении норм материального права и в полном соответствии со сложившейся судебной практикой установлено, что спорные земельные участки находятся в границах особо охраняемой природной территории, созданной до вступления в силу Закона № 406-ФЗ. Так, до вступления в силу Закона № 406-ФЗ в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществлялось в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Согласно приложению к постановлению от 06.07.1992 № 462 город Железноводск входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Таким образом, возникший у курортного региона Кавказских Минеральных Вод до введения в действие Закона № 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился с принятием названного закона в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующих порядок введения данного закона в действие. А соответственно, сохраняет силу применительно к землям названного курорта и запрет на приватизацию, установленный пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки продолжают находиться в пределах особо охраняемых природных территорий и не подлежат передаче в частную собственность. В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию. При таких обстоятельствах отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка обоснованно признан судом первой инстанции правомерным, ввиду чего констатировано отсутствие оснований для понуждения администрации к предоставлению в собственность земельного участка. Доводы жалобы о том, что нормы статьи 58 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не препятствуют приватизации спорного земельного участка, поскольку в противном случае цель Закона № 406-ФЗ не будет достигнута, апелляционным судом отклоняются. Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено. Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей жалобы. Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2014 по делу № А63-5312/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края. ПредседательствующийЮ.Б. Луговая судьи Г.В. Казакова З.М. Сулейманов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А15-2149/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|