Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А77-1886/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

30 января 2015 года                                                                               Дело  № А77-1886/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2015 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Чеченской Республики

на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.03.2014 по делу                     № А77-1886/2013

по заявлению Министерства природных ресурсов Чеченской Республики

к индивидуальному предпринимателю Насуханову Абусупьяну Султановичу, Территориальному управлению Росимущества в Чеченской Республике                               (ОГРН 1092031003228), открытому акционерному обществу «Чеченнефтехимпром» (ОГРН 1112031000806), Управлению Росреестра по Чеченской Республике                           (ОГРН 10420002611496),

о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества,

с участием третьих лиц: Министерства образования и науки Чеченской Республики (ОГРН1022002542737), муниципального учреждения «Администрация Шалинского муниципального района» (ОГРН 1022001941763), филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЧР (ИНН 7705401340), Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (ОГРН 1032001201946), Министерства сельского хозяйства                                  (ОГРН 1052021009875), РГУ «Шалинское лесничество» (ОГРН 1022001941488), Шаршуева С.С-Х., Зубайраева А.Б.,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Насуханова А.С.: Исмаилова М.Б. по доверенности от 07.09.2013,

от Министерства образования и науки Чеченской Республики: Шахтиев Т. И. по доверенности от 11.08.2014, Сеиев Р.К. по доверенности от 11.08.2014,

в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов Чеченской Республики  (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Насуханову Абусупьяну Султановичу  (далее – предприниматель), Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике (далее - территориальное управление), открытому акционерному обществу «Чеченнефтехимпром» (далее – общество), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике о признании недействительным договора купли-продажи от 12.01.2009 № 003 земельного участка земель населенных пунктов, кадастровый номер 20:12:1802000:9, площадью 30 670 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Чеченская Республика, Шалинский район, с. Сержень-Юрт, заключенного Насухановым А.С. и территориальным управлением (требование выделено в отельное производство – определение суда от 23.12.2013 по делу № А77-531/2012).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования и науки Чеченской Республики, муниципальное учреждение «Администрация Шалинского муниципального района», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЧР, Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, Министерство сельского хозяйства, РГУ «Шалинское лесничество»,  Шаршуева С.С-Х., Зубайраева А.Б.

Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.03.2014 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано, поскольку не доказана принадлежность спорного земельного участка к лесному фонду.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 24.03.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора. Податель жалобы указывает, что в состав спорного земельного участка вошли земли лесного фонда, предоставление которых в собственность покупателю противоречит статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьям 8 и 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить без изменения судебный акт суда первой инстанции.  

Определением от 20.08.2014 по делу была назначена землеустроительная экспертиза, производство по делу приостанавливалось до получения судом экспертного заключения.

Определением от 12.12.2014 производство по делу возобновлено.

Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 15.12.2014 на сайте http//arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Министерства поддержали апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Представитель индивидуального предпринимателя Насуханова А.С. возразил против доводов апелляционной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако в заседание суда не явились, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

От Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее - Минприроды), Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Чеченской республике поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, территориальное управление (продавец) и Насуханов А.С. заключили договор купли-продажи от 12.01.2009 № 003 земельного участка с кадастровым номером 20:12:1802000:9, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шалинский район, с. Сержень-Юрт, под детский оздоровительный лагерь «ПОГНОС «ПТК» общей площадью 30 670 кв. м (том 1, л.д. 49-51). На участке имеется здание площадью 436,1 кв.м. Цена участка определена в размере 18 586 руб. 02 коп.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.01.2009 за Насухановым А.С.  зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (том 1 л.д. 15).

Полагая, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, который в силу статьи 27 Земельного кодекса и статьи 25 Лесного кодекса не может быть передан в частную собственность, истец обратился в суд с иском о признании договора купли-продажи от 12.01.2009 недействительным (ничтожным).

Суд первой инстанции, отказывая Министерству в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из недоказанности факта вхождения спорного участка в земли лесного фонда.

Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод суда обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда.

На основании пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Министерство, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств, что земельный участок, являющийся предметом оспариваемого договора, относится к землям Лесного фонда.

Согласно статье 92 Лесного кодекса лесные участки подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 июня 2012 года № 16720/11 отметил, что доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.

Согласно кадастровому паспорту на земельный участок № 20:12:1802000:9 от 11.11.2008 № 12-3/08-1344 спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов (том 1 л.д. 170).

В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Материалы дела не содержат доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов в земли лесного фонда.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 20:12:1802000:73, отклоняется, как необоснованный.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

На запрос суда от 25.06.2014 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чеченской Республике представило в суд копии межевых планов земельных участков с кадастровыми номерами 20:12:1802000:9 и 20:12:1802000:73, а также выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении указанных земельных участков.

При этом из представленных кадастровой палатой межевых планов в отношении указанных земельных участков не следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 20:12:1802000:9 входит в состав относящегося к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 20:12:1802000:73 или имеется наложение границ указанных земельных участков.

Исходя из правил статей 67. 69. 92 Лесного кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

Как следует из заключения эксперта от 27.11.2014, границы земельных участков: 20:12:1802000:9 и 20:12:1802000:73 не установлены в соответствии с требованиями  земельного законодательства, в связи с чем эксперт не смог установить факт пересечения границ участков либо их наложения друг на друга.

Как следует из межевого дела земельного участка 20:12:1802000:73, при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, посредством определения координат характерных точек не устанавливались.

Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером 20:12:1802000:73 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Таким образом, лесной земельный участок с кадастровым номером 20:12:1802000:73 в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра.

Таким образом, истцом не представлено доказательств отнесения переданного в собственность Насуханову А.С. земельного участка к категории земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.03.2014 по делу                     № А77-1886/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Чеченской Республики.

Председательствующий

Ю.Б. Луговая

судьи

О.В. Марченко

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу n А63-3331/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также