Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А63-5208/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                             

27 января 2015  года                                                                            Дело № А63-5208/2014   

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015  года.

Полный текст постановления изготовлен 27 января  2015  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Погосовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска на решение от 10.10.2014  по делу № А63-5208/2014   Арбитражного суда Ставропольского края,

по иску общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго», ОГРН 1116195008533, г. Буденновск,

к администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601316418, г. Кисловодск,

комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, г. Кисловодск,

о признании частично недействительным договора аренды от 06.09.2013 № 2880 и о внесении изменений в указанный договор,

при участии в судебном заседании представителя:  от  ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго»  – Дудник Н.А. по доверенности № 61 от 09.10.2014;  от комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска – Щербакова Н.Н. по доверенности № 01-15/8 от 13.01.2015, Лукьянченко Л.Н. по доверенности № 01-15/9 от 13.01.2015, в отсутствие иных, не явившихся представителей лиц, участвующих в деле,  извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

УСТАНОВИЛ:

 ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации города-курорта Кисловодска (далее – администрация) и комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее – комитет)

 1) признать недействительными:

1.1. пункт 3.1 Договора аренды земельного участка от 06.09.2013 № 2880;

1.2. пункт 3.5 Договора аренды земельного участка от 06.09.2013 № 2880;

1.3. абзац 4 пункта 3.3. Договора аренды земельного участка от 06.09.2013 № 2880 и приложение № 2 договора аренды земельного участка от 06.09.2013 № 2880;

2) внести изменения в договор аренды от 06.09.2013 № 2880.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2014  суд иск удовлетворил частично. Суд первой инстанции признал недействительными пункт 3.1, абзац 4 пункта 3.3 и приложение № 2, а также пункт 3.5 в части порядка пересмотра арендной платы (указания органа).

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение  и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края  от 10.10.2014  проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края  от 10.10.2014  следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

05 сентября 2013 года администрацией вынесено постановление № 890 о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 5708 кв.м с кадастровым номером 26:34:010101:503, находящегося по адресу: г. Кисловодск, ул.Тюленева, для использования под производственные помещения. В постановлении указано, что земельный участок предоставлен истцу в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ как лицу, владеющему нежилыми зданиями лит. «VI», «VII», «Р» и «Ш» по ул. Тюленева, 18-А.

На основании данного постановления комитетом с обществом заключен договор № 2880 от 06.09.2013 земельного участка с кадастровым номером 26:34:010101:503 для использования в целях под производственные помещения на срок по 04.09.2062.

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.10.2013 за номером 26-26-15/018/2013-248.

Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы за Участок составляет 451 873,25 руб. в год.

В абзаце 4 пункта 3.3 договора указано, что расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.

В Приложении № 2 к договору приведен расчет арендной платы на 2013 год в следующем виде: период расчета – 2013 г., удельный показатель кадастровой стоимости – 7916,49 руб./кв.м, площадь земельного участка – 5708 кв.м, условия расчета годовой арендной платы – 1 %, размер арендной платы за арендованную площадь в годовом исчислении – 451 873,25 руб., подлежит оплате – 232 745,66 руб.

В соответствии с пунктом 3.5 договора пересмотр арендной платы за земельный участок, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством Правительством Ставропольского края и опубликовывается в средствах массовой информации. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании расчета к договору, при этом заключение дополнительного соглашения не требуется.

Письмом от 30.01.2014 № 03.4-177 общество обратилось в комитет с просьбой о направлении дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды на 2014 год, учитывающее ставку арендной платы, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов».

Комитет направил обществу подписанный проект дополнительного соглашения № 3021 к договору аренды от 06.09.2013 № 2880, которым договор изложен в новой редакции. Ознакомившись с проектом, общество с сопроводительным письмом от 07.04.2014 № 03.4-655 направило в комитет протокол разногласий.

Письмом от 16.04.2014 № 01-15/1021 комитет возвратил протокол разногласий без подписания, ссылаясь на его несоответствие федеральному законодательству и нормативным правовым актам Ставропольского края в сфере определения арендной платы при аренде земельных участков.

Ссылаясь на неправильное определение размера арендной платы в вышеуказанном договоре аренды и необходимость внесения в него соответствующих изменений, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

При этом стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

В спорном договоре аренды размер арендной платы рассчитан на основании Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п, в размере 1 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно кадастрового паспорта от 29.12.2012 № 26/501/12-381177 кадастровая стоимость земельного участка составляла 45 187 324,92 руб., согласно кадастрового паспорта от 05.02.2014 № 26/501/14-59017 кадастровая стоимость земельного участка составляет 37 757 506,72 руб.

Спорный земельный участок расположен на территории курорта Кисловодск, отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 № 723 к курортам общесоюзного значения, а затем постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 признанного курортом федерального значения.

Федеральным законом от 03.12.2008 № 244-ФЗ предусмотрена передача (отнесение) земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Исходя из положений указанного Федерального закона, спорный земельный участок относится к муниципальной собственности.

Разрешая спор суд первой инстанции сослался на разъяснения содержащиеся в постановлении от 17.04.2012 № 15837/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13 указано, что, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Постановлением N 582, принятым во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Из представленных в материалы дела описания имущественного комплекса, расположенного по адресу: г. Кисловодск, ул. Тюленева, 18-а, а также кадастровых и технических паспортов видно, что на спорном земельном участке расположены: здание котельной лит. «Р» общей площадью 20,6 кв.м, мазутный железобетонный резервуар № 1 лит. «Ш» площадью 259,5 кв.м, мазутный железобетонный резервуар № 2 лит. «Э» площадью 284 кв.м, подпорная стена лит. «VI» протяженностью 63,6 м, подпорная стена лит.«VII» протяженностью 76,7 кв.м (почтовый адрес: г. Кисловодск, ул. Тюленева, 18-А). Котельная и мазутные резервуары являются объектами, обслуживающими Кисловодскую ТЭЦ, расположенную по адресу: г. Кисловодск, ул. Тюленева, 18-а. Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 28.06.2013 серии 26-АИ №№ 343443, 343650, 343646, 343442, 343439 указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности обществу.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил..." в том числе, которые предоставлены (заняты) для размещения, в частности, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Пунктом 1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 № 347 (далее – Приказ № 347) утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Пунктом 2 Приказа № 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

В частности, для Ставропольского края приложением к Приказу № 347 определена предельная ставка 5,72 руб. кв.м.

Согласно пункту 3 Приказа № 347 предельные ставки арендной платы, установленные пунктом 2 приказа, изменяются согласно пункту 8 Правил, утвержденных постановлением № 582.

В соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением № 582, при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А61-2435/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также