Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А22-2349/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            

19 января 2015 года                                                                                  Дело № А22-2349/2014                  

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.

             Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сомова Е.Г.,

судей: Бейтуганова З.М., Годило Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.10.2014 по делу № А22-2349/2014 (судья Шевченко В.И.)

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Ася» Магомедова Шихшаната Гасановича к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: главы КФХ «Ася» Магомедова Ш.Г., Доногруппова Н.А. по доверенности от 12.01.2015, в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица,

УСТАНОВИЛ:

 

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Ася» Магомедов Шихшанат Гасанович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа от 08.07.2014 № 858 администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – заинтересованное лицо, администрация) и об обязании предоставить земельный участок площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенного примерно в 6, 6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства «Ася».

Решением суда от 03.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка от 08.07.2014        № 858 и обязал администрацию предоставить в аренду главе КФХ земельный участок площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенный примерно в 6,6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия. Взысканы с администрации в пользу главы КФХ расходы по государственной пошлине в размере 200 руб.

Не согласившись с решением суда, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о том, что в данном случае положения Федерального закона  от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закона № 101-ФЗ) распространяются на отношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи  чем в силу ст. 10 указанного закона земельный участок может быть предоставлен по заявлению лица только после публикации в печатном издании соответствующего объявления.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.11.2014 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями  статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании глава КФХ с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

   Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения заявителя, изучив и исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о том, что решение суда от 03.10.2014 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 07.07.2014 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенного примерно в 6,6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства «Ася».

Администрация письмом от 08.07.2014 отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, сославшись на статью 10 Закона № 101-ФЗ.

Полагая, что администрация незаконно отказала в предоставлении в аренду земельного участка, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Признавая незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка для осуществления деятельности КФХ «Ася», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на получение в аренду спорного земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, закрепленного специальным Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ). При этом суд  указал, что нормы Закона № 74-ФЗ не содержат запрета на предоставление сформированного земельного участка заинтересованным лицам, а также требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка.  Кроме того, суд пришел к выводу о соответствии заявления главы КФХ о предоставлении земельного участка требованиям ст. 12 Закона № 74 ФЗ.

            Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда о том, что заявление главы КФХ соответствует предъявленным к нему требованиям в связи со следующим.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона № 74-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).

Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.

Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.

            В качестве обоснования размера испрашиваемого земельного участка заявитель указал «для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства «Ася»» (заявление от 07.07.2014, л.д. 8), представил сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2012 год, информацию о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских)  хозяйствах за 2013 год, информацию о производственной деятельности КФХ ха 2013 год (л.д. 17-19).

При этом заявитель не указал, какими конкретными видами сельскохозяйственной деятельности он собирается заниматься, не представил доказательства наличия достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и техники для обработки площади 601,3 га. Кроме того, справка, содержащая информацию о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских)  хозяйствах за 2013 год,  не подписана руководителем, в ней отсутствует информация о численности работников.

 В суде апелляционной инстанции заявитель пояснил, что является единственным членом КФХ.

Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд считает, что глава КФХ не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, площадь которого является значительной и составляет 601,3 га с учетом намерения вести хозяйство в индивидуальном порядке, и его заявление не может быть признано соответствующим требованиям статьи 12 Закона № 74-ФЗ.

Однако следует отметить, что заявитель не лишен возможности обратиться в администрацию с соответствующим заявлением, предоставив необходимый пакет документов.

При указанных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что допущенные судом нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 03.10.2014 незаконным и необоснованным, а поэтому подлежащим отмене с нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по госпошлине по заявлению в размере 200 руб. относятся на заявителя.

            Поскольку администрация в  соответствии с  подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины, госпошлина по жалобе взысканию не подлежит.     

            Руководствуясь статьями  268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.10.2014 по делу                    № А22-2349/2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                                           З.А. Бейтуганов

   

                                                                                                                       Н.Н. Годило

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А63-2787/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также