Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А18-665/07. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Признать ненорм. пр.акт недействительным полностью

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                    Дело №А18-665/07

                                                                         Рег. № 16АП-1792/07

18 июня 2008 года оглашена резолютивная часть постановления.

25 июня 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий: Цигельников И.А., судьи: Винокурова Н.В., Казакова Г.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Цигельниковым И.А., рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Ингушрегионгаз» к Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Ингушетия о признании недействительным решения от 09.08.2007 №87,

при участии:

от ООО «Ингушрегионгаз» - Султыгова Л.З. (доверенность от 15.01.2008), Хапилин А.В. (доверенность от 03.03.2008);

от Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Ингушетия – Мальсагов Т.Б. (доверенность от 12.05.2008), Евлоев Б.М-Б. (доверенность от 12.05.2008), Медов Р.М. (доверенность от 12.05.2008),

УСТАНОВИЛ:

         ООО «Ингушрегионгаз» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Ингушетия (далее – налоговая инспекция) в котором просит: признать недействительным решение налоговой инспекции №87 от 09.08.2007; обязать налоговую инспекцию возвратить незаконно взысканную сумму в размере 2828220,37 руб.

         Решением суда от 18.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Постановлением от 22.04.2008 решение суда от 18.01.2008 отменено. Суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

         В судебном заседании представители налоговой инспекции заявленные требования общества не признали, просили в удовлетворении требований отказать.  

         В судебном заседании представитель общества заявил отказ от требований в части обязания налоговой инспекции возвратить незаконно взысканную сумму в размере 2828220,37 руб. с учетом пени.   

        Арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел отказ общества от требований в части обязания налоговой инспекции возвратить незаконно взысканную сумму в размере 2828220,37 руб. с учетом пени.  Отказ от требований судом принят, в связи с чем в этой части производство по делу надлежит прекратить.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 197, 201 #S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S,  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, с учетом частичного отказа общества от требований  считает, что в остальной части заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, по итогам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 13.06.2007 №69,

В ходе проверки была установлена неуплата НДС в сумме 104884258 руб., которая возникла в результате:

- неполного исчисления НДС с отгруженного в 2006 году потребителям газа (37242367 руб.);

- занижения налоговой базы на сумму денежных средств, поступивших в счет погашения дебиторской задолженности за реализованный но не оплаченный газ по состоянию на 01.01.2006 в сумме 42323504 руб. (7618231 руб.);

- в декларации за ноябрь 2006 занижена налоговая база на 252146825 руб. поступивших в счет погашения дебиторской задолженности за реализованный, но не оплаченный газ по состоянию на 01.01.2006 (50429365 руб.);

- по факту ликвидации ГУП «Ингушгаз» (733471 руб.);

- неисчиленный НДС с реализованных зданий (2921454 руб.). 

Не согласившись с актом выездной налоговой проверки от 13.06.2007 №69, общество представило в налоговую инспекцию возражения от 06.07.2007.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 13.06.2007 №69, возражения общества налоговой инспекцией вынесено решение от 09.08.2007 №87 о привлечении общества к налоговой ответственности предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 3870022 руб., обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 19350111 руб., штраф в размере 3870022 руб., пени в размере 1986733 руб.  

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд. 

В ходе выездной проверки налоговой инспекцией была установлена неуплата налога на прибыль в результате занижения доходов от реализации газа населению не имеющему приборов учета (разбаланс газа), в результате чего обществу был доначислен НДС в 37242367 руб.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В информационном письме от 08.08.2003 N ЮС-2831/9 Федеральная Энергетическая Комиссия России в целях урегулирования разногласий, возникающих при проведении расчетов между поставщиками, потребителями газа и газораспределительными организациями, оказывающими услуги по транспортировке газа, по учету потерь газа, разъяснила следующее. Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормам и (или) проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен такими причинами: отклонение объемов фактического потребления газа населением от норм потребления, установленных местными органами власти; отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по нормам, зафиксированным в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО; проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ; технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.); погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям.

Пункт 2.9 Правил учета газа от 10.10.96 закрепляет, что учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями в установленном порядке.

Согласно пункту 2.10 указанных Правил право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.93 N 719.

В пункте 2.4 Методических положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) газовых хозяйств, утвержденных Минтопэнерго России от 30.12.92, указано, что в фактической себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются коммерческие потери и расходы газа на собственные нужды. Коммерческие потери - разность между полученным и отпущенным природным или сжиженным газом, обусловленная погрешностью приборов учета и применяемыми нормами расхода.

Таким образом, разбаланс газа не является реализацией газа как таковой, а является коммерческими потерями организации при поставке газа населению и юридическим лицам, поэтому у общества отсутствовала обязанность уплачивать НДС с коммерческих потерь газа. Общество не имеет права требовать от населения производить оплату за потребленный газ сверх норматива.

В связи с изложенным у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу НДС в сумме 37242367 руб.,  пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Из оспариваемого решения от 09.08.2007 №87 следует, что обществу  был доначислен НДС в сумме 7333471 руб., в связи с тем, что общество в нарушение п. 5 ст. 167 Налогового кодекса РФ не исчислило НДС с непогашенной дебиторской задолженности ГУП «Ингушгаз» в размере 44000826 руб. срок исковой давности которой составил в декабре 2006 г. 3 года.

Согласно п. 5 ст. 167 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) по которой устанавливается момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, признается  наиболее ранняя из следующих дат: день истечения указанного срока исковой давности;  день списания дебиторской задолженности.

В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

В оспариваемом решении от 09.08.2007 №87 указано, что последняя оплата товара была произведена ГУП «Ингушгаз» в ноябре 2006 года.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", если дебиторская задолженность не будет погашена до 1 января 2008 года, она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года.

С учетом того, что срок исковой давности не истек общество в соответствии с п. 5  ст. 167 Налогового кодекса РФ обоснованно не включало сумму задолженности в налоговую базу по НДС за декабрь 2006.

Ссылка налоговой инспекции на то, что ГУП «Ингушгаз» ликвидировано 15.02.2007 не является основанием для включения дебиторской задолженности в налоговую базу по НДС за декабрь 2006 г.

Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления обществу НДС в сумме 7333471 руб., пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.  

С учетом изложенного заявленные требования общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 198-201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

        Признать несоответствующим Налоговому кодексу РФ и недействительным решение Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Ингушетия от 09.08.2007 №87.

        Принять отказ от требований в части обязания Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Ингушетия возвратить незаконно взысканную сумму в размере 2828220,37 руб. с учетом пени, в этой части производство по делу прекратить. 

        Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд  Республики Ингушетия.

      Председательствующий                                               И.А. Цигельников

      Судьи                                                                              Г.В. Казакова

                                                                                               Н.В. Винокурова       

           

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А22-371/08/9-48. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также