Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу n А63-3634/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                     Дело №А63-3634/2014

20 ноября 2014 года                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьева Л.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2014 по делу №А63-3634/2012 (судья Быкодорова Л.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авантаж» (с. Александровское, ОГРН 1062649001227, ИНН 2601008897),

к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь)

о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2014 № 30 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.,

в отсутствие лиц участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Авантаж» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2014 № 30 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2014 требования заявителя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что доказательств извещения заявителя о дате, времени и месте вынесения постановления заинтересованным лицом не представлено.

Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Стороны о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

От управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой на основании поступившего обращения жителя г. Ставрополя о нарушении федерального законодательства при осуществлении деятельности общества, проведена проверка общества.

В ходе проверки по адресу: с. Александровское, ул. К. Маркса, 39 проверяющими установлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Регламент), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила), а именно: на первом этаже магазина допускается размещение (складирование) у электрощитов, легковоспламеняющиеся материалов (картон) на первом этаже магазина, чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, подпункт «ж» пункта 42 Правил; в магазине отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, пункт 42 Правил; допускается хранение на чердаке магазина, посторонних предметов (картон, деревянные предметы), чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, подпункт «б» пункта 23 Правил; огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций кровли магазина не проводилась (последняя проводилась в 2010 году), чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, пункт 21 Правил; на чердаке допускается эксплуатация электрической розетки с повреждениями, чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, подпункт «б» пункта 41 Правил; эвакуационный выход из торгового зала на первом этаже загроможден мебелью, чем нарушены часть 1 статьи 151 Регламента, подпункт «б» пункта 36 Правил.

Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра от 25.02.2014.

Усмотрев в действиях (бездействиях) общества признаки правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, прокурором вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от 03.03.2014, которые с материалами проверки переданы в управление для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, управление вынесло постановление от 24.03.2014 № 30, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Считая, что постановление является недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что в нарушение статей 28.2 (28.4), 25.4, 29.7 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ, заинтересованным лицом не представлено надлежащих доказательств уведомления общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Управлением (прокурором) не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьями 28.2 (28.4), 25.4, 29.7 КоАП РФ. Фактически указанные права представителю общества были разъяснены 04.03.2014, то есть после возбуждения дела и вынесения соответствующего постановления.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Согласно, статье 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 1 Регламента данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В статье 38 Закона № 69-ФЗ указано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами.

Из материалов дела следует, что собственником помещения общей площадью 773, 90 кв. м. по адресу: с. Александровское, ул. К. Маркса, 39 является директор общества Курбатов Владимир Викторович (т. 1 л. д. 64).

Факт совершения административного правонарушения обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Довод решения суда первой инстанции о том, что по указанным адресам деятельность осуществляет несколько арендаторов, подлежит отклонению, так как в данном случае проверка проводилась именно в отношении общества по магазинам, в которых общество осуществляет свою деятельность.

Таким образом, именно общество является субъектом вмененных правонарушений.

Вывод суда первой инстанции о том, что управлением (прокурором) не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является не обоснованным и противоречит материалам дела.

Статьей 28.2 КоАП РФ установлено требование о составлении протокола об административном правонарушении с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и предусмотрены его права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если указанное лицо извещено в установленном порядке (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса).

Часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ предусматривает, что законными представителями юридического лица для целей административного производства выступают его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Согласно материалам дела на основании решения  единственного участника общества № 1 законным представителем общества является Курбатов В.В. (т. 1 л. д. 9).

Курбатов В.В. участвовал при составлении акта осмотра от 25.02.2014, о чем имеются отметки на самом акте (т. 1 л. д. 91-92).

Копия постановления заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2014 вручена Курбатову В.В. 04.03.2014 (т. 1 л. д. 89-90).

19.03.2014 Курбатову В.В. вручена копия определения о назначении места и времени рассмотрения административного дела на 24.03.2014 (т.1 л. д. 82-86).

24.03.2014 при вынесении постановления по делу об административном правонарушении участвовал законный представитель общества Курбатов В.В. (т. 1 л. д.25-28).

Таким образом, процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности не допущено.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из объяснений Курбатова В.В. от 26.02.2014 следует, что он согласен с выявленными нарушениями. По факту выявленных нарушений обществом проведены следующие мероприятия: очищены участки помещений в близи электрического щитка от картона и иного легковоспламеняющегося мусора, освобождены проходы запасных выходов, ценники изменены в соответствии с требованиями. Остальные нарушения в настоящее время устраняются. Данный вопрос, им как директором общества, поставлен на особый контроль и как лицо, отвечающее за требования пожарной безопасности, он обязуется впредь их не допускать (т. 1 л. д. 106-107).

Таким образом, материалами дела доказана вина общества во вменяемых ему правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконным постановления управления, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу n А18-138/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также