Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу n А22-1339/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки  

30 октября 2014 года                                                                          Дело № А22-1339/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П., при участии представителя от истца - индивидуального предпринимателя Эрдниева Бориса Владимировича: Аляева А.Н. по доверенности от 20.03.2014, в отсутствие представителя ответчика – Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия и третьего лица – Министерства финансов Республики Калмыкия и Министерства экономического развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (г. Элиста, ОГРН 1020800748605, ИНН 0814055440) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.07.2014 по делу № А22-1339/2013,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Эрдниев Борис Владимирович (далее – истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее – ответчик, Министерство) о взыскании суммы субсидии по договору № 28 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере 569000 рублей, суммы субсидии по договору № 29 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере 1692500 рублей, всего на общую сумму 2 261 500 руб., также убытков в размере 366198 рублей 04 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 67373 рублей 86 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2014 года решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу №А22-1339/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании субсидии в сумме 2 261 500 руб. отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.

При новом рассмотрении решением от 09.07.2014 суд удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме. Суд взыскал с Министерства в пользу предпринимателя  убытки в виде неполученной субсидии в размере 2 261 500 рублей. Судебный акт мотивирован наличием вины министерства в нарушении договорных обязательств.

В апелляционной жалобе министерство просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению заявителя жалобы, министерством приняты все меры по предоставлению субсидии на возмещение затрат по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства. Также заявитель указал, что министерство не уполномочено перечислять  средства  на свой лицевой счет.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 (далее - Порядок N 400), и на основании протокола от 30.11.2012 N 1 конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий предприниматель и Минэкономики республики заключили договоры от 25.12.2012 N 28 и 29 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере 569 тыс. рублей и 1 692 500 рублей, соответственно.

Разделом 4 Порядка N 400 установлено два этапа перечисления денег победителям конкурсного отбора: в течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы, и в течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" (далее - Приказ N 198).

Поскольку министерство обязательства по заключенным договорам не исполнило, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (далее - постановление N 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку-расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом N 198.

Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на Минэкономики республики, а не на предпринимателе.

В пункте 3.8.12 Порядка N 400 перечислены условия для отказа в предоставлении субсидий субъектам предпринимательства, о которых ответчик не заявлял. Более того, министерство не отказывалось от выплаты субсидий предпринимателю, протокол от 30.11.2012 N 1 и спорные контракты не оспаривало.

Согласно пояснениям Минфина республики субсидии не предоставлены истцу в 2012 году в связи с поздним поступлением денежных средств на лицевой счет Минэкономики республики (21 и 29 декабря 2012 года), в связи с чем они не были освоены в текущем финансовом году.

Согласно пункту 26 постановления N 178 при наличии потребности в неиспользованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Минэкономразвития России может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

В письме от 01.07.2013, адресованном ответчику, Минэкономразвития России указало следующее. На основании соглашения от 10.09.2012 N 080-МБ-12 Республике Калмыкия предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 50 450 тыс. рублей на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия в 2009-2012 году". По состоянию на 01.01.2013 остаток субсидий составил 50 450 тыс. рублей. Согласно совместному письму Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28 декабря 2011 года N 02-03-10/6022 и 42-7.4-05/5.4-838 с 1 апреля 2013 года остатки целевых средств, потребность в направлении которых на те же цели не подтверждена в установленном порядке соответствующим главным администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков, подлежат взысканию в федеральный бюджет. В связи с этим согласование справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета, предоставленной Республике Калмыкия, не представляется возможным. Просят обеспечить возврат средств в указанной сумме в доход федерального бюджета.

С учетом того, что финансирование спорных обязательств должно было производиться в большей части за счет средств федерального бюджета, однако справка-расчет на использование субсидий не была согласована, а средства - возвращены, требование предпринимателя о взыскании субсидий по сути является требованием о возмещении убытков.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 10 Закона 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В целях реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 утверждена Республиканская целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы".

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 утвержден Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - Порядок предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования). Указанным постановлением Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия на предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Грант, предоставляемый в рамках реализации региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу n А63-7149/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также