Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А63-4790/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 25 сентября 2014 года Дело № А63-4790/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Южный Экспресс» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу № А63-4790/2014 (судья В.Г. Русанова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Южный Экспресс», г. Новочеркасск, ОГРН 1026102023200, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителя ООО «Ломбард «Южный Экспресс» – Сериков А.В. по доверенности от 02.06.2014 №01, УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 отказано в удовлетворении заявления ООО «Ломбард «Южный Экспресс» (далее - заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – УФАС по СК, Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 09.04.2013 № 23 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность распространения обществом рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и влечет нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ). В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и нарушение норм материального права. По мнению заявителя, судом первой инстанции не учтено, что текст рекламы не искажает смысл информации и не вводит потребителей в заблуждение, так как полностью соответствует действительным условиям предоставления услуг ломбарда, основанных на законе. В отзыве административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие административного органа, уведомившего суд о возможности такого рассмотрения. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, определением от 30.01.2014 антимонопольный орган возбудил дело № 23 о нарушении законодательства о рекламе по факту обнаружения в газете «Вестник Прикумья» № 98 (12481) от 21.12.2013 рекламы следующего содержания: «Федеральная сеть Союз Ломбардов. Ломбард. Кредитный киоск. Займы под залог ноутбуков, iPad, iPod, iPhon, зеркальные фотоаппаратов. Займ 10 000 рублей всего за 23 рубля в день!. До 60% от рыночной стоимости. Без подтверждения дохода. Оформление в течение 15 минут. Ул. Ленинская, д.82/1, ТЦ «Невский», 1 этаж. Тел. 8-928-220-81-54. Займы предоставляет ООО «Ломбард Южный Экспресс» ОГРН 1026102023200 www.iombardunion.ru Единая справочная 8 800 100 05 09 (звонок бесплатный)». 25.02.2014 в отношении общества в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление о вручении почтового отправления № 35503871002334 от 14.02.2014) составлен протокол об административном правонарушении № 37, в котором указано на не соответствие рекламы общества требованиям части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона №38-ФЗ и квалификацию действий общества по распространению рекламы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, поскольку в рекламе по предоставлению финансовой услуги (займа), присутствуют не все условия, влияющие на фактическую стоимость займа для заемщика и из-за отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его приобретения, в связи с чем потребители рекламы вводятся в заблуждение. Постановлением от 09.04.2014 обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 101 000 рублей. Постановление принято с участием представителя общества. Отказывая обществу в признании незаконным данного постановления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу пункта 5 статьи 3 Закона № 38-ФЗ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно нормам пункта 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат, воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий. В части 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ указано, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Рекламодателем вышеуказанной рекламы является общество. На основании части 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона № 38-ФЗ несет рекламодатель. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее – Закон №196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Согласно пункту 25 постановления от 08.10.12 № 58 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита. В силу части 1 статьи 7 Закона №196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Как установлено из материалов административного дела общество в своей рекламе умалчивает об иных условиях предоставления займа, влияющих на расходы, которые понесут воспользовавшиеся его услугами заемщики, сообщая только максимальную сумму займа 10 000 руб. и сумму расходов на оплату процентов при займе 10 000 руб. (23 рубля), без указания в рекламе процентной ставки и срока предоставления займа (в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 7 Закона №196-ФЗ залоговый билет должен содержать процентную ставку по займу с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год). Следовательно, до потребителя не доведена информация о сроке предоставления займа и процентной ставке и тем самым, потребители рекламы вводятся в заблуждение. Довод общества о том, что в распространяемой рекламе присутствовала вся необходимая информация, судом отклонен. Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества том, что не указание в рекламе срока предоставления займа и процентной ставки не имеет существенного значения в связи со следующим. Информация об условиях предоставления финансового продукта - займа, имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Право на предоставление информации о товаре (работе или услуги) является одним из важнейших прав потребителя, причем по смыслу Закона о защите прав потребителей подробной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке. В соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона № 38-ФЗ при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства. Указание в рекламе срока предоставления займа и процентной ставки является обязательным. Согласно Положению «Приказ № 211 от 14.08.13 Федеральной сети Ломбардов - Кредитных киосков (под управлением ООО «Ломбард «Южный Экспресс») по «внедрению финансового продукта «10/23» займы предоставляются в размере 10 000 рублей под 0,23 % в день от суммы предоставленного займа. Срок предоставления займа - от 1 до 30 дней. Информация об условиях, влияющих на сумму расходов рекламируемой услуги (займы), является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик денежных средств (потребитель) ищет наиболее выгодные условия займа и возврата денежных средств. Только при полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную сумму расходов финансовой услуги, потребитель рекламы может сделать обоснованно правильный конечный выбор. Отсутствие в рекламе существенной информации, а именно срока предоставления займа и процентной ставки вводит потребителя в заблуждение относительно реальной стоимости финансового продукта. Следовательно, довод общества о том, что указание в рекламе срок предоставления займа и процентной ставки не имеет существенного значения, не состоятелен. В соответствии со статьей 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Подпунктом 4 статьи 3 названного Закона установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В силу части 1 статьи 5 названного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Частью 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ установлен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В силу части 6 статьи 38 Закона № 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 Закона № 38-ФЗ. Суд установил, что в рекламной информации общества отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Другие условия, сформированные рекламой и являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, отсутствовали. Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Состав и событие правонарушения установлены материалами дела, процедура производства по делу об административном правонарушении управлением соблюдена и заявителем не оспаривается. В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. Изложенное означает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи, с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы (статья 270 АПК РФ) отсутствуют. Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, которая подлежит возврату, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2014 по делу № А63-4790/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возвратить ООО «Ломбард «Южный Экспресс» из федерального бюджета 2000 рублей ошибочно уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий М.У. Семенов Судьи Л.В. Афанасьева С.А. Параскевова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А22-1349/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|