Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А77-682/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки 01 сентября 2014 года Дело № А77-682/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу УФССП России по ЧР на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 05.06.2014 по делу № А77-682/2013 (судья Л.С.Межидов) по заявлению Первого заместителя прокурора ЧР заинтересованные лица Судебный пристав-исполниель Урус-Мартановского РО ССП УФССП по ЧР Турлуев И.В., Начальник Урус-Мартановского районного отдела ССП УФССП по ЧР Мунаев А.С. третье лицо: ГУ ОПФ России по ЧР, УФССП по ЧР, ИП Мажиева З.Ш. о признании незаконным действие (бездействие) в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания. УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Чеченской Республики (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании незаконными вынесенного судебным приставом-исполнителем Урус-Мартановского районного отдела службы судебных приставов по Чеченской Республике Турлуевым И.В. постановления от 14.02.2013 № 4331/13/28/20 об отказе в возбуждении исполнительного производства, а также действий (бездействия) начальника Урус-Мартановского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике Мунаева А.С., выразившихся в отказе в принятии решения об отмене вышеназванного постановления от 14.02.2013. К участию в деле привлечены государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России по Чеченской Республики (далее – управление фонда), Управление Федеральной службы судебных приставов по ЧР (далее- УФССП по ЧР) и ИП Мажиева З.Ш. Решением от 05.06.2014 заявленные требования удовлетворены. УФССП России по ЧР не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.06.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просит оставить решение суда от 05.06.2014 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу управление фонда просит оставить решение суда от 05.06.2014 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания. Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 – 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Мажиева З.Ш. состоит на налоговом учете с 30.01.2003, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Управлением фонда в связи с отсутствием сведений об открытых в банке счетах предпринимателя вынесено постановление от 04.10.2012 № 02001590016731 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя (далее – постановление о взыскании страховых взносов). Указанное постановление вместе со справкой об отсутствии у взыскателя информации о счетах плательщика управление фонда направило в районный отдел судебных приставов для исполнения. Постановлением от 14.02.2013 судебный пристав отказал в возбуждении исполнительного производства ввиду отсутствия документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Принесенный прокурором протест на постановление от 14.02.2013 оставлен руководителем районного отдела судебных приставов без удовлетворения письмом от 16.05.2013 № 11763/13/28/20. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения прокурора в арбитражный суд. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие), в силу статьи 329 Кодекса, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса). Судебному приставу-исполнителю в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, вменено в обязанность принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997№ 118-ФЗ «О судебных приставах»; далее – Закон № 118-ФЗ). В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом. Одним из оснований для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является несоответствие исполнительного документа требованиям статьи 13 Закона № 229-ФЗ, а также случай, когда предъявленный документ не является исполнительным. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Статьей 19 Закона № 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств. При этом частью 14 данной статьи предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного Закона. На основании части 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом № 229-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. Правовая конструкция приведенной нормы свидетельствует о специальном характере Закона № 212-ФЗ по отношению к Закону № 229-ФЗ в части особенностей порядка направления и исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика. Одной из таких особенностей является придание статуса исполнительного документа решению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принимаемому руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое подлежит направлению судебному приставу-исполнителю для исполнения как при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов, так и при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов. Установив вид исполнительного документа, подлежащего предъявлению в службу судебных приставов в том случае, когда орган, осуществляющий контрольные функции, не смог произвести принудительное взыскание задолженности со счетов должника по причине недостаточности или отсутствия денежных средств на этих счетах, законодатель в Законе № 229-ФЗ, принятом и вступившим в силу ранее, чем Закон № 212-ФЗ, не определил конкретный вид исполнительного документа, подлежащего направлению в службу судебных приставов в том случае, когда у органа, осуществляющего контрольные функции, отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов. К числу направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю исполнительных документов пунктами 5, 8 части 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ (в действующей на момент совершения оспариваемых действий редакции) отнесены акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Системный анализ пунктов 5, 8 части 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ, части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенное в форме соответствующего постановления на основании части 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона №229-ФЗ. Таким образом, в случае, установленном частью 14 статьи 19 и частью 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ. Следовательно, правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по мотиву несоответствия постановления фонда положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ у судебного пристава не имелось. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2013 № 8545/13, в котором также обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона № 212-ФЗ обязанность по предоставлению фонду сведений об открытии (закрытии) счетов в банке лежит на плательщике страховых взносов, а статьей 46.1 Закона № 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за нарушение срока представления указанных сведений. Отмена оспариваемого ненормативного правого акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, так как в момент его вынесения были нарушены законные права интересы управления фонда, в защиту которых, в соответствии со ст.52 АПК РФ, прокурор обратился в арбитражный суд. Аналогичная правовая позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 №99. На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования. Доводы УФССП России по ЧР, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено. На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 05.06.2014 по делу № А77-682/2013. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 05.06.2014 по делу № А77-682/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий Д.А. Белов Судьи Л.В. Афанасьева М.У. Семенов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А22-3252/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|