Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу n А25-213/08-14. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2. Факс: (87934) 6-09-14, e-mail: [email protected]

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Ессентуки                                                                                               Дело № А25-213/08-14

10 июня 2008 г.                                                                                                     Вх.16АП-847/08

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фриевым А.Л.,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.04.2008 по делу № А25-213/08-14 по заявлению ООО «Химэкспорт» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от ООО «Химэкспорт»: Шебзухова Ф.Т. – по доверенности № 1 от 12.02.2008г., Хапаева Ф.Х. – директор,

от ТУ ФСФБН: не явились, просят рассмотреть в их отсутствие,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Химэкспорт» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление, ТУ Росфиннадзора в КЧР) от 07.02.2008г. № 91-08/5-5, № 91-08/6-6, № 91-08/7-7, № 91-08/8-8 о привлечении к административной ответственности по каждому постановлению в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.04.2008г. заявление общества с ограниченной ответственностью «Химэкспорт» удовлетворено; постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике от 07.02.2008г. № 91-08/5-5, № 91-08/6-6, № 91-08/7-7, № 91-08/8-8 о привлечении к административной ответственности по каждому постановлению в виде штрафа в размере 40 000 рублей признаны незаконными и отменены.

Не согласившись с решением суда, ТУ Росфиннадзора в КЧР подало апелляционную жалобу. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ТУ Росфиннадзора в КЧР в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Представитель ОАО «Химэкспорт» в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.04.2008г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы стороны, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.04.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушением признается несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закона) органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации своих функций Центробанк и Правительство издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Часть 4 названной статьи содержит норму, согласно которой Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона агенты валютного контроля в целях его осуществления и в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

При этом, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Закона, резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

К документам и информации о проведении валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции, которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции № 117-И названа документом, подтверждающим совершения валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчётах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о документах, подтверждающих вывоз товара с таможенной границы Российской Федерации, не отнесены к категориям документов, являющихся формами учёта и отчётности по валютным операциям.

На период проведения в отношении заявителя проверки, а также рассмотрения в отношении него дел об административных правонарушениях справки о подтверждающих документах не были названы законодательством в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения Центробанка России от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее – подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

По смыслу Положения № 258-П последнее устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Фактически формы учета по валютным операциям для резидентов определены Указанием Центрального банка России от 10.12.2007г. № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж». Данным Указанием в качестве документа учета названа в том числе справка о подтверждающих документах.

Суд первой инстанции правильно признал необоснованным довод Управления о том, что Указание № 1950-У принято Центробанком России в целях исключения разночтений при применении ранее установленной Положением № 258-П нормы о необходимости представления в качестве формы учета справки о подтверждающих документах. Перечисленные в Положении документы впервые отнесены органом валютного регулирования к категории форм учета и отчетности Указанием № 1950-У.

Суд первой инстанции принял во внимание довод заявителя о том, что фактически справки о подтверждающих документах по ГТД от 19.04.2007г. № 10306000/190407/0000393 и ГТД от 01.06.2007г. № 10316070/010607/0000083 были представлены в уполномоченный банк своевременно, в соответствии с пунктом 2.2. Положения № 258-П. В связи с установленными в ходе проверки ошибками в части заполнения номера паспорта сделки исправленные справки были представлены 28.01.2008г. Данный факт подтвержден в ходе судебного разбирательства и не оспорен представителем Управления. Представление подтверждающих документов с дефектами в их тексте, равно как и их несвоевременное представление является нарушением требований Положения № 258-П, однако не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание Центрального банка России от 10.12.2007г. № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» действует только с 27.01.2008г. В соответствии со статьёй 54 Конституции Российской Федерации и статьи 1.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Установив ответственность за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, законодатель в спорный период не определил справку о документах, подтверждающих факт ввоза товара на таможенную границу РФ либо вывоза товара с таможенной границы РФ в качестве документа, являющегося формой учета и отчетности, в связи с чем непредставление данного документа в уполномоченный банк не может быть признано основанием привлечения к административной ответственности.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными, поскольку справка о подтверждающих документах не была отнесена нормами действующего в спорный период законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, несвоевременное представление этого документа в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, до введения в действия Указания (до 27.01.2008г.) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учёта и отчётности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Указанная правовая позиция соответствуют выводам, изложенным в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008г № 14520/07.

При указанных обстоятельствах, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем привлечение ООО «Химэкспорт» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. неправомерно.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.04.2008г. по делу № А25-213/08-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике – без удовлетворения.

2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    А.Л. Фриев

Судьи                                                                                                                  Г.В. Казакова

                                                                                                                   И.А. Цигельников

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу n А77-1362/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также