Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2008 по делу n А61-1259/06-6. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционного суда

 

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А61-1259/06-6

09 июня 2008 г.                                                                                      Вх. № 16АП-692/08

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2008,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 09.06.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н. и участии в заседании от истца – сельскохозяйственного производственного кооператива «Тагаур» – Урумовой Л.М. (доверенность от 22.11.2007 № 2), от ответчиков – Правительства Республики Северная Осетия – Алания – Галуева А.Д. (доверенность от 10.01.2008 № 09-26/18), Министерства финансов Республики Северная Осетия  - Бураева Н.Т. (доверенность от 30.05.2008 № 1185), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления Пригородного района, Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия – Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия – Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 28.02.2008  по делу № А61-1259/06-6 (судья Адаев О.С.), установил следующее.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тагаур» (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Северная Осетия – Алания (далее – Правительство) и Министерству финансов Республики Северная Осетия – Алания (далее – Министерство) о взыскании 1 184 710 рублей, в том числе 760 000 рублей стоимости материального ущерба, причиненного в результате схода ледника «Колка», за счет средств, предусмотренных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 № 1825-р и 424 710 рублей процентов.

Решением от 29.05.2007 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствует правовое обоснование обязанности ответчиков компенсировать ущерб, причиненный истцу в результате схода ледника «Колка» 20.09.2002, заявление подано по истечении трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2007 решение от 29.05.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Решением от 28.02.2008 суд первой инстанции частично удовлетворил требования кооператива и взыскал с Министерства за счет средств казны 760 000 рублей, в остальной части исковых требований кооператива отказал.

Правительство не согласилось с решением суда первой инстанции, считает, что суд необоснованно взыскал сумму ущерба, в связи с чем обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт. В своих доводах указывает, что суд не принял во внимание довод о том, что кооперативом пропущен срок исковой давности на взыскание причиненного ущерба сходом ледника, кроме того, пропущен трех месячный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на оспаривание ненормативных правовых актов и обжалование действий (бездействия) государственных органов. Денежные средства на возмещение ущерба причиненного сходом ледника не выделялись.

Министерство полностью поддерживает доводы апелляционной жалобы.

Из отзыва кооператива следует, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, не нарушает нормы материального права, в связи с чем является законным и обоснованным.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2008 в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.09.2002 в Кармадонском ущелье Республики Северная Осетия - Алания произошел сход ледника «Колка».

Из акта обследования от 29.10.2002 следует, что в результате схода ледника в селе Кармадон принадлежащая обществу пасека на 130 пчелосемей полностью разрушена, завалена льдом и камнями. Сумма материального ущерба составила 760 000 рублей.

Не получив денежных средств, направленных на компенсацию ущерба сельскохозяйственных производителей, и считая, что указанные средства необоснованно использованы Правительством не по целевому назначению, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из материалов дела, принадлежащая кооперативу пасека пострадала от стихийного бедствия (схода ледника), относящегося к форс-мажорным обстоятельствам, в соответствии со сводным актом экспертизы ущерба, причиненного кооперативу 20.09.2002 подписанным главой администрации села Кармадон и специалистом ГО и ЧС сумма ущерба составила 760 тыс. рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 № 1825-р Министерству финансов России предписано направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах, ассигнования в размере 6342771,616 тыс. рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992 - 1994 годах организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, с отражением указанных операций по разделам «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» и «Прочие расходы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с распределением согласно приложению (л.д. 39 т. 1).

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечить направление указанных средств на компенсацию материального ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001 - 2003 годах.

Согласно приложению к распоряжению Республике Северная Осетия - Алания на указанные цели выделено 54 075 700 рублей.

В письме № 05-20/1-812 Министерство сообщило, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для адресного финансирования мероприятий направлены списки хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий (л.д. 120, т. 1).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21.10.2003 № П1-12107 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации провело проверку по факту схода снежной лавины. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 810, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложило оказать Республике Северная Осетия - Алания финансовую помощь для частичного покрытия расходов на проведение аварийно-ремонтных работ на пострадавших объектах сельского хозяйства их резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 19520,8 тыс. рублей.

Из письма от 07.12.2005 № 09-05-02/2 Министерства следует, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 № 1825 на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, произошедших в Республике Северная Осетия - Алания в сельском хозяйстве в 2001 - 2003 годах, направлены ассигнования из федерального бюджета в сумме 54 млн. рублей. Правительство республики должно израсходовать указанные средства на выделенные цели (л.д. 11, т. 1).

С учетом изложенного, денежные средства на эти цели республике выделялись, суд первой инстанции обоснованно установил, что Правительство обязано компенсировать ущерб, причиненный кооперативу в результате схода ледника.

Доводам заявителя апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности давалась оценка судами первой и кассационной инстанции, удовлетворению не подлежат.

Довод Правительства о том, что суд необоснованно взыскал сумму ущерба за счет средств казны, отклоняется, поскольку в силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 22.06.2006 № 23, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Довод о пропуске трех месячного срока несостоятелен, поскольку пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающий срок на обжалование ненормативного акта, подлежит применению по спорам, возникающим из административных правоотношений.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на правительство и возврату не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями  258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 28.02.2008  по делу № А61-1259/06-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий                                                                        С.А. Параскевова

Судьи:                                                                                                      А.П. Баканов

З.М. Сулейманов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2008 по делу n А15-1757/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также