Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А61-4301/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                             

01 июля 2014  года                                                                            Дело № А61-4301/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24  июня  2014  года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2014  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский детский ортопедо-травматологический санаторий для детей с родителями "Юность" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания на решение  от 27.03.2014 по делу № А61-4301/2013 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания,

по заявлению Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр лечебного и профилактического питания» МЗ РСО-Алания (ОГРН 1051500513910, ИНН 1516609327)

к ответчику - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканский детский ортопедо-травматологический санаторий для детей с родителями "Юность" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500511438, ИНН 1501003205),

третьи лица: Министерство здравоохранения РСО-Алания,

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по РСО-Алания

о взыскании 3666257 руб. 63коп.

при участии в судебном заседании: от Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр лечебного и профилактического питания» МЗ РСО-Алания: представителя Алборовой М.Р. по доверенности от 23.06.2014, представителя Томаевой Т.И. по доверенности от 23.01.2014, от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский детский ортопедо-травматологический санаторий для детей с родителями "Юность" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания: представителя Кабалоевой З.А. по доверенности от 16.01.2014, в отсутствии иных представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:  

 Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр лечебного и профилактического питания» Министерства здравоохранения РСО-Алания (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к ГБУЗ «Республиканский детский ортопедо-травматологическому санаторию для детей с родителями «Юность» МЗ РСО-Алания (далее – ответчик) о взыскании суммы задолженности в размере 3 666 257 руб.63 коп.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения РСО-Алания, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по РСО-Алания.

Решением от 27.03.2014  суд иск удовлетворил.

Не согласившись с решение суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает решение Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания  от 27.03.2014 по делу № А61-4301/2013 подлежащим отмене исходя из  следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Республиканская детская больница восстановительного лечения «Юность» и Государственным бюджетным учреждением «Республиканский центр лечебного и профилактического питания» МЗ РСО-Алания заключен договор от 01.01.2012 года об оказании лечебного и профилактического питания для пациентов ЛПУ.

В соответствии с п. 1.1. договора предметом договора является передача «исполнителю» «заказчиком» функции по организации лечебного и профилактического питания ЛПУ в соответствии с действующей нормативной базой: инструкция по организации лечебного питания, порядок выписки питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденная приказом МЗ СССР № 333 от 10.03.1986; постановление Правительства РСО-Алания от 19.12.2008 № 292 «О мерах по совершенствованию организации лечебного и профилактического питания в республиканских учреждениях здравоохранения».

Согласно п.2.2., 2.3, 2.7 договора заказчик оформляет заказ на лечебное питание в соответствии с порядком выписки питания для больных ЛПУ, направляет ежедневно исполнителю сведения о наличии больных, состоящих на питании (форма № 22-МЗ), семидневное меню, согласованное с руководителем ЛПУ, с указанием среднесуточного набора продуктов, энергетической ценности блюд в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации № 330 от 05.08.2003 г., перечисляет на расчетный счет исполнителя до 20 числа следующего за отчетным месяцем, стоимость продуктов питания по факту отпуска по счет-фактуре, подтвержденной накопительной ведомостью по расходу продуктов питания (форма № 399) и раздаточной ведомостью (форма 23-МЗ).

Иных цен и порядка оплаты договор от 01.01.2012 года не содержит.

Срок исполнения Исполнителем своих обязательств по договору - 31.12.2012г. Договор считается пролонгированным на следующий год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении не позднее 30 дней до его окончания.

Как следует из содержания пункта 2.8 договора в качестве источника финансирования указаны средства Фонда медицинского страхования.

Согласно приказа Министерства здравоохранения РСО-Алания от 11.12.2012 № 620 ГБУЗ Республиканская детская больница восстановительного лечения «Юность» Министерства здравоохранения РСО-Алания реорганизовано в ГБУЗ Республиканский детский ортопедо-травматологический санаторий для детей с родителями «Юность» МЗ РСО-Алания.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на наличие договорных отношений между сторонами вытекающих из договора от 01.01.2012 года, выполнения услуг по организации лечебного питания со стороны истца, подтверждение данного обстоятельства актом сдачи-приемки услуг от 31.12.2013, а также отсутствие доказательств оплаты ответчиком оказанных услуг.

Однако выводы суда сделаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.

Так в материалах дела отсутствует акт сдачи-приемки услуг от 31.12.2013 на который сослался суд первой инстанции в подтверждение факта выполнения услуг по организации лечебного питания со стороны истца.

При рассмотрении настоящего спора истцом не представлены доказательства оказания заявленных услуг по договору от 01.01.2012 года. В материалах дела отсутствуют заказы на лечебное питание, сведения о наличие больных состоящих на питании (форма № 22-МЗ), счет-фактуры, подтвержденные накопительной ведомостью по расходу продуктов питания (форма № 399) и раздаточной ведомостью (форма 23-МЗ).

Ссылка истца на акт сверки по состоянию на 01.06.2013 подлежит отклонению поскольку отсутствуют первичные документы подтверждающие возникшую задолженность, кроме того указанный акт сверки не подписан второй стороной.

 Договорные правоотношения сторон по своей правовой природе являются смешанными и относятся к договору поставки (договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) и договору возмездного оказания услуг, регулируемым нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В силу статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статей 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94 от 21.07.2005 (далее – Закон, Закон № 94) он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 1 статьи 4 Закона).

Как следует из материалов дела предметом договора от 01.01.2012 года являлся оказание услуг по обеспечению лечебного питания лечебного учреждения, работающего в системе обязательного медицинского страхования; источником финансирования являлись внебюджетные средства.

Согласно статье 12 Федерального закона от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии со статьями 10, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов (в том числе фонд обязательного медицинского страхования) являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанных норм и обстоятельств дела к спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона, определяющего порядок размещения заказов на заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд.

Статьями 3 и 9 Закона N 94 предусмотрено, что государственным (муниципальным) контрактом является договор, заключенный государственным (муниципальным) заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.

Закон N 94-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В силу статьи 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

В силу указанных норм права в предмет судебного исследования по делу подлежит включению вопрос о проведении (не проведении) торгов или запроса котировок для размещения муниципального заказа

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А63-43/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также