Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А61-3837/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 11 июня 2014 года Дело № А61-3837/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Факел» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2014 по делу № А61-3837/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (ОГРН 1062632033760, ИНН 2632082700) к обществу с ограниченной ответственностью «Факел» (ОГРН 1021500822100, ИНН 1505000759) о взыскании 14 427 318,74 рублей, с участием третьих лиц: администрации местного самоуправления г. Алагир Республики Северная Осетия-Алания, Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «Факел»: представитель Кусова З.Б. (по доверенности от 20.03.2014), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Северной Осетии-Алании обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Факел» 14 427 318,74 рублей задолженности по договору поставки газа № 39-3-15163/13 от 10.10.2012. Решением суда от 03.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Факел» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала 14 427 318,74 рублей задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № 39-3/15163/13 от 10.10.2012 за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 и 95 136,59 рублей возмещение расходов по уплате государственной пошлины. ООО «Факел» не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части взыскания 2 633 527,37 рублей задолженности, принять по делу новый судебный акт. Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства. В судебном заседании 04.06.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11.06.2014, информация о котором размещена на официальном сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2014 по делу № А61-3837/2013 проверена судом в обжалуемой части в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене в обжалуемой части решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2014 по делу № А61-3837/2013 по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 10.10.2012 между ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (поставщик) и ООО «Факел» (покупатель) заключен договор поставки газа № 39-3-15163/13, по условиям которого поставщик обязуется поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ. Прием-передача газа оформляется сторонами ежемесячно путем подписания актов о количестве поданного-принятого газа. Порядок учета газа установлен разделом 4 договора. Количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности. Под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма (пункт 4.1. договора). Пунктом 5.4. договора стороны предусмотрели, что покупатель не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит 100% оплату поставленного газа. Согласно пункту 4.4 период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляюших установок Покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается: в случае отсутствия у Покупателя узла учета газа - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки; в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1 -5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с момента обнаружения несоответствия Поставщиком газа; в случае наличия неповеренных средств измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки приборов, входящих в состав узла учета газа. В соответствии с пунктом 4.12. договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц отражаются в актах поданного - принятого газа. Месячный акт поданного – принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде. По результатам проведении проверки объектов покупателя установлено, что узлы учета газа, принадлежащие данному потребителю, не прошли в установленном порядке государственную поверку средств измерений. На основании расчетов покупателю выставлены счета на оплату потребленного газа за январь-июнь 2013 в сумме 14 427 318,74 рубля. Задолженность ООО «Факел» явилась основанием для обращения общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с заявленными требованиями в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факт оказания услуг в спорный период в заявленном размере. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным и согласно пункту 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что доминирующий на рынке определенного товара хозяйствующий субъект в оговоренных законом случаях обязан заключить договоры с учетом цен (тарифов), установленных уполномоченными государственными органами. Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 78 от 11.04.2006 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания» Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере государственного регулирования тарифов, самостоятельным в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания № 94 от 19.12.2011 «О розничных ценах на газ, реализуемый населению Республики Северная Осетия-Алания» следует, что розничные цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению на территории данного субъекта в спорный период установлены в размере 4 278,88 руб./1000 мЗ (с НДС). В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В рамках дела № А61-503/2013 Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания установлено, что ООО «Факел», обслуживая миникотельные и поставляя теплоэнергию в жилые дома, осуществляет функции исполнителя коммунальной услуги «теплоснабжение» по отношению к жильцам этих домов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда в разъяснениях, данных в постановлении № 57 от 05.10.2007, указал, что при заключении договоров товарищество собственников жилья действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, в связи с этим соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО «Факел», являясь исполнителем коммунальных услуг должен оплачивать по договорам поставки газа, используемого в целях теплоснабжения многоквартирных домов, по розничной цене на природный газ, реализуемый населению, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции самостоятельно произвел расчет суммы долга потребленного газа за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в соответствии с тарифом 4278,88 руб./1000 мЗ (с НДС). Сумма задолженности, подлежащая к взысканию с ООО «Факел» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», исходя из расчета суда апелляционной инстанции, составляет 11 793 791,37 рублей. Данные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном выводе суда первой инстанции о наличии задолженности в сумме 2 633 527,37 рублей являются обоснованными. Поскольку выводы суда первой инстанции о взыскании 2 633 527,37 рублей являются ошибочными и привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции в свою очередь приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.03.2014 по делу № А61-3837/2013 в обжалуемой части подлежит отмене, с принятием в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. На Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу n А61-323/13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|