Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу n А63-5918/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                             

03 июня 2014  года                                                                            Дело № А63-5918/2013                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014  года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Бейтуганова З.А., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ширинкина Алексея Викторовича на решение  от 13.12.2013 по делу № А63-5918/2013  Арбитражного суда Ставропольского края,

по заявлению администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края

к индивидуальному предпринимателю Ширинкину Алексею Викторовичу,

третье лицо: ФГУ «Управление ордена Знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства»,

об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, относящийся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенный на 209 км + 210 м справа ФАД «Кавказ», путем демонтажа следующих объектов: объект № 1 – торговый павильон без фундамента, размером 5,0 х 16, 0 м, состоящий из трех совмещенных объемов, один из которых размером: 5,0 х 10,1 м высотой 2, 8 м и два ? по 5,9 м х 2,5 м высотой 2,5 м, материал стен и кровли – металлоконструкции, окна пластиковые; объект № 2 – теневой навес, столики, стулья; объект № 3 – туалет на одно место; объект № 4 – мусороконтейнер; торговое оборудование: 4 холодильника размером 0,66 м х 0, 69 м х 2, 15 м, холодильный ларь размером 0, 66 м х 0,9 м х 0,9м; приведении указанный земельный участок в пригодное для использования состояние,

при участии: от администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края: представителя Ермолова А.А. по доверенности от 04.03.2014, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее ? администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ширинкину Алексею Викторовичу (далее ? предприниматель) об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, относящийся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенный на 209 км + 550 м справа ФАД «Кавказ», путем демонтажа следующих объектов: объект № 1 – торговый павильон без фундамента, размером 5,0 х 16,0 м, состоящий из трех совмещенных объемов, один из которых размером 5,0 х 10,1 м высотой 2,8 м и два по 5,9 х 2,5 м высотой 2,5 м, материал стен и кровли – металлоконструкции, окна пластиковые; объект № 2 – теневой навес, столики, стулья; объект № 3 – туалет на одно место; объект № 4 – мусороконтейнер; торговое оборудование: 4 холодильника размером 0,66 м х 0,69 м х 2,15 м, холодильный ларь размером 0,66 м х 0,9 м х 0,9 м; приведении указанного земельного участка в пригодное для использования состояние.

Решением от 13.12.2013  суд иск удовлетворил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ширинкин А.В. обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.12.2013 по делу № А63-5918/2013  подлежащим отмене исходя из  следующего.

Исковые требования основаны на том, что ответчик в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок установил спорные объекты на участке, расположенном в границах муниципального образования Заветненский сельсовет Кочубеевского района вдоль федеральной автомобильной дороги «Кавказ» на 209 км + 210 м (справа).

Доказательств наличие у ответчика вещно-правовых или обязательственных титулов на земельный участок под спорными объектами в материалы дела не представлено.

Между тем данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения исковых требований администрации ввиду следующего.

Как следует из материалов дела объекты о демонтаже которых заявлено в настоящем иске  фактически расположены в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги, что подтверждается представленным актом обследования земельного участка от 22.05.2013 (л.д. 23-29).

 Нахождение спорных объектов вдоль федеральной автомобильной дороги не оспаривается сторонами.

Пунктом 5 раздела IV Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в действие 14.11.2007) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 15 статьи 3 названного Федерального закона к полосам отвода автомобильной дороги относятся земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно пункту 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

К объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Автомобильные дороги федерального значения по смыслу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ относятся к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 указанного Федерального закона.

В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорного правоотношения) строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. При этом к владельцам автомобильных дорог указанный Федеральный закон относит исполнительные органы государственной власти, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физических или юридических лиц, владеющих автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" (далее - Правила), придорожными полосами федеральных автомобильных дорог общего пользования являются прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода.

В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги ширина каждой придорожной полосы устанавливается для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров, для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров (пункт 5 Правил). В границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров (пункт 6 Правил).

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, занятые линейными объектами, действие градостроительного регламента не распространяется. В силу части 7 статьи 36 названного Кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Кроме того, в силу части 7 статьи 62 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ до 1 января 2012 года при отсутствии документации по планировке территории размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается по согласованию с владельцем автомобильной дороги.

В силу пункта 8 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, независимо от того, расположены ли спорные объекты предпринимателя на земельном участке, находящемся в полосе отвода или в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения, полномочиями по управлению данным земельным участком в части размещения на нем объектов дорожного сервиса наделены федеральные органы государственной власти, представляющие владельца дороги - Российскую Федерацию.

В силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Истец, не будучи собственником или иным законным владельцем (распорядителем) земельного участка в порядке статьи 304 Гражданского кодекса РФ не наделен правом требования по устранению препятствия в пользовании спорным имуществом, не связанным с лишением владения. Доказательств нарушения законных прав и интересов администрации со стороны ответчиком не представлено.

Доводы о правах истца на спорный земельный участок, как неразграниченного по собственности,  в силу отсутствия государственной регистрации на данный земельный участок подлежат отклонению, поскольку право федеральной собственности на земли занятые спорным строением возникает в силу закона, а полномочиями по управлению данным земельным участком, в том числе в отношении размещения на нем объектов дорожного сервиса наделены соответствующие федеральные органы государственной власти, о чем подробно указано в настоящем судебном акте.

При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.12.2013 по делу № А63-5918/2013 подлежит отмене, а апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу n А22-735/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также