Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А25-1487/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                          

07 апреля 2014 года                                                                                    Дело № А25-1487/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Айбазовой О.Р. на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2013 по делу №А25-1487/2013 (судья М.Ю. Калмыкова)

по заявлению индивидуального предпринимателя Айбазовой О.Р. (ОГРН 309091722600083)

к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900512820, ИНН 0901003399)

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Айбазовой О.Р. – Бостановой Ф.М. по доверенности от 21.08.2013;

от Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике – Манкевич А.В. по доверенности от 09.01.2014.

УСТАНОВИЛ:

 

решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2013 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Айбазовой О.Р. (далее – заявитель) к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее – учреждение) о признании незаконным решения от 16.07.2013 № 18 о признании необоснованными расходов на выплату пособия по беременности и родам Дотдаевой М.Х. в размере 85 424,42 руб.

Суд указал на правомерность исчисления учреждением пособия исходя из минимального размера заработной платы, поскольку предприниматель не доказал обоснованность установления работнику более высокой заработной платы при отсутствии финансовой возможности и дохода.

В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель утверждает, что в соответствии со статьями 132, 135 Трудового Кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Учреждение в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность судебного акта.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель учреждения соответственно доводы отзыва.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела учреждение на основании решения от 24.04.2013 № 99 провело выездную проверку в отношении предпринимателя на правильность расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2011 по 31.12.2012.

18.06.2013 по результатам проверки учреждением составлен акт № 132.

Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки уведомлением от 18.06.2013 №132.

16.07.2013 решением №18 учреждение признало необоснованными и произведенными с нарушением законодательства расходы учреждения на выплату Дотдаевой М.Х. пособия по беременности и родам в размере 85 424,42 руб., то есть в части, превышающей размер указанного пособия, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда. Заявителю предложено возместить необоснованные расходы учреждения, понесенные в связи с недостоверностью представленных им сведений и созданием искусственной ситуации для получения средств из фонда. При этом признана возможной уплата пособия по беременности и родам в размере 21 525,78 руб., рассчитанного исходя из минимального размера оплаты труда в размере 4 611 руб.

Не согласившись с данным решением, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее – ФЗ № 165) предприниматели - работодатели являются страхователями по обязательному социальному страхованию, застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ № 165 отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 ФЗ № 165 установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам является государственным пособием и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - ФЗ № 255).

Из части 2 статьи 1.3 ФЗ №255 следует что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются в том числе беременность и роды.

Согласно статье 1.4 пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 255 пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.

Из положений ФЗ №165 следует, что выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций - работодателей.

Карачаево-Черкесская Республика является участником пилотного проекта, реализуемого на основании постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и частью 4 статьи 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год», утвержденным указанным постановлением.

Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения).

После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (пункт 8 Положения).

Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 ФЗ № 255 страховщик вправе запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии с частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные страховщиком с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, страхователем - фондом, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно материалам дела на основании направленного страхователем Айбазовой О.Р. в учреждение заявления застрахованного лица Дотдаевой М.Х. учреждением выплачено пособие по беременности и родам в размере 106 950,20 руб., а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 456,20 руб. Пособие рассчитано исходя из заработной платы Дотдаевой М.Х. в размере 23 300 руб. в месяц и среднего дневного заработка в размере 763,93 руб.

Материалами дела подтверждается, что на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем трудового договора Дотдаева М.Х. принята на должность риэлтора для выполнения трудовых обязанностей согласно должностной инструкции риэлтора. Из представленной в материалах дела должностной инструкции риэлтора следует, что на должность риэлтора может быть назначено лицо, имеющее среднее профессиональное образование и специальную подготовку (курсы риэлторов) по установленной программе.

Суд апелляционной инстанции так же считает необходимым обратить внимание на тот факт, что Дотдаева М.Х. была принята на работу за 3 месяца до начала отпуска по беременности и родам с заработной платой 23 300 руб.

При этом Дотдаева М.Х. какого-либо профессионального образования не имеет, курсы риэлторов не оканчивала.

Так же в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическое осуществление Дотдаевой М.Х. риэлторской деятельности; ни одного документа в период работы в должности риэлтора Дотдаевой М.Х. оформлено не было.

Из материалов дела следует, что в 2011 и 2012 годах облагаемый налогом доход от предпринимательской деятельности отсутствовал. Выплата заработной платы Дотдаевой М.Х. производились за счет личных денежных средств Айбазовой О.Р.

Следовательно, предпринимательская деятельность, для осуществления которой была принята на работу Дотдаева М.Х., была

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А63-9559/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также