Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А61-3978/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 24 марта 2014 года Дело № А61-3978/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 23.12.2013 по делу № А61-3978/2013 по иску открытого акционерного общества «Электроцинк» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Северная Осетия – Алания, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления города Владикавказа, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 равной его рыночной стоимости и об обязании внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости (судья Акимцева С.А.), при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества «Электроцинк» Благой И.А. (доверенность № 50/01-226 от 27.02.2014), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Электроцинк» (далее – ОАО «Электроцинк») обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее – ФГБУ «ФКП Росреестр») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16, равной его рыночной стоимости в размере 52 842 000 руб. и об обязании внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости. Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.12.2013 суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 общей площадью 8158 кв. м., расположенного в г. Владикавказе по ул. Ч.Баева, в размере рыночной его стоимости в сумме 52 842 000 руб. (пятьдесят два миллиона восемьсот сорок две тысячи) рублей, обязал ФГБУ «ФКП Росреестр» в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести в данные государственного земельного кадастра (ГКН) сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 общей площадью 8158 кв.м., расположенного в г. Владикавказе по ул.Ч.Баева, в размере 52 842 000 руб. (пятьдесят два миллиона восемьсот сорок две тысячи) рублей. Судебный акт мотивирован тем, что отчет независимого оценщика и заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Не согласившись с вынесенным решением, администрация местного самоуправления города Владикавказа обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что истцом пропущен срок исковой давности, в следствии чего исковое заявление подлежало возврату. В судебном заседании представитель ОАО «Электроцинк» просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.12.2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего. Из материалов дела усматривается, что согласно государственному акту А-1 № 934777 ОАО «Электроцинк» осуществляет пользование спорным земельным участком, закрепленным за ним на праве бессрочного пользования. На указанном земельном участке расположено следующее имущество ОАО «Электроцинк»: нежилое здание (бассейн, литер В) общей площадью 1125,5 кв. м. – свидетельство от 17.08.2009 № 15 АЕ 856612; нежилое здание (фор.камера, литер Б) общей площадью 10,1 кв. м. – свидетельство от 17.08.2009 № 15АЕ7 856615; нежилое здание (фор.камера, литер А) общей площадью 94,6 кв. м. – свидетельство от 17.08.2009 № 15АЕ 856614; нежилое здание (операторская, литер Д) общей площадью 18,0 кв. м. – свидетельство от 17.08.2009 № 15АЕ 856613. Заявлением от 12.12.2011 № 50/01-1407 ОАО «Электроцинк» просило администрацию местного самоуправления г. Владикавказа заключить с ним договор аренды земельного участка КН15:09:020401:16 сроком на 49 лет, необходимого для содержания и эксплуатации вышеперечисленных объектов недвижимости. На сегодняшний день администрация г. Владикавказа не приняла решение по указанному заявлению, договор аренды не заключался. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестр» по РСО-Алании от 04.04.2012 № 201, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 составляет 141 079 149 руб.30 коп. По заказу истца, считающего завышенным размер кадастровой стоимости участка, оценщиком - индивидуальным предпринимателем Байсангуровым Э.К. проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 общей площадью 8158 кв. м., расположенного в г. Владикавказе по ул. Ч. Баева. Согласно отчету оценщика от 14.05.2013 № 01-10-12/зу/6-2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:020401:16 по состоянию на 01.01.2010 составляет 52 842 000 руб. Несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ), в который включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 167-ФЗ) допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии со статьей 3 Закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Представленный отчет № 01-10-12/зу/6-2010 от 14.05.2013 свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка. В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии с пунктом 3 ФСО № 3 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). Статьей 24.16 Закона № 135-ФЗ определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает экспертное заключение о соответствии или несоответствии этого отчета требованиям настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отчет № 01-10-12/зу/6-2010 от 14.05.2013 проведен и составлен индивидуальным предпринимателем Байсангуровым Э.К., с установленной рыночной стоимостью спорного земельного участка в размере 52 842 000 руб., получивший положительное экспертное заключение, свидетельствующее о соответствии отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» (заключение эксперта, члена СРО – Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» от 28.11.2013 №2013/1.4-3). Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Оценив доказательства, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А63-4804/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|