Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А15-1248/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 19 февраля 2014 года Дело № А15-1248/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2013 по делу № А15-1248/2013 по иску Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» (ОГРН 1020500000091) к администрации муниципального образования «Унцукульский район» (ОГРН 1050533001430) о взыскании 17 464 985 рублей основного долга и 2 314 857 рублей процентов, с участием третьего лица: муниципальное образование сельского поселения «Сельсовет Майданский» Республики Дагестан, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ: Унцукульская местная общественная организация ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» (далее по тексту - организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о взыскании с администрации муниципального образования «Унцукульский район» 17 464 985 рублей основного долга и 2 314 857 рублей процентов (с учетом уточненных требований). Решением суда от 25.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично. С администрации муниципального образования «Унцукульский район» в пользу Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» судом взыскано 100 000 рублей основного долга и 15 492 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части требований судом отказано. Одновременно, с организации в доход федерального бюджета взыскано 121 187 рублей государственной пошлины по иску и в пользу государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Дагестан» 3600 рублей стоимости судебной экспертизы. Унцукульская местная общественная организация ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что 29.07.2010 между организацией (подрядчик) и администрацией (заказчик) заключен договор подряда № 33 на выполнение работ по восстановлению поврежденного и размытого дорожного полотна и покрытия из песчано-гравийного смеси общей длиной 3000 метров (устройство дорожного корыта, устройство основания из гравийной смеси, устройство однослойного покрытия из ПГС, толщиной 12 см.). Стоимость работ установлена 15 151 668 рублей. В соответствии с актами формы КС-2 и справкой формы КС-3 за июнь 2011 подрядчиком переданы и приняты заказчиком работы на сумму 15 150 128 рублей. Ссылаясь на то, что администрация не оплатила выполненные подрядчиком работы, организация обратилась с заявленными требованиями в арбитражный суд. Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт выполнения подрядчиком работ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами; акт формы КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 подписаны заказчиком без замечаний. При этом, статья 55 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 процедуры размещения заказа (конкурсы, аукционы, запросы котировок) допускает возможность заключения договора на сумму до 100 000 рублей без проведения торгов, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, договор подряда № 33 от 29.07.2010 в части не противоречит действующему законодательству, взыскав с администрации в пользу организации 100 000 рублей основного долга, одновременно, начислив на данную сумму проценты за пользование чужими денежными средствами. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее. Из материалов дела следует, что администрация выступает органом исполнительной власти местного самоуправления, финансируемым исключительно за счет средств местного (муниципального) бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения государственного контракта либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции на день заключения договора подряда), с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 указанного Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 указанного Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов регламентирован нормами Закона № 94-ФЗ. Данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Закон № 94-ФЗ принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В силу статьи 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах). В силу указанных норм права в предмет судебного исследования по делу подлежит включению вопрос о проведении (не проведении) торгов или запроса котировок для размещения муниципального заказа на выполнение спорных работ. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, торги в установленном Законом № 94-ФЗ порядке не проводились. Следовательно, договор подряда № 33 от 29.07.2010 заключен с нарушением процедуры заключения, установленной Законом № 94-ФЗ. В условиях отсутствия муниципального контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, фактическое выполнение истцом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения. Возможности выполнения подобных работ без соблюдения требований Федерального закона и удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона № 94-ФЗ. Между тем, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 18045/12 по делу № А40-37822/2012 и от 04.06.2013 № 37/13 по делу № А23-584/2011. Кроме того, с учетом характера правоотношений сложившихся между сторонами спора, особенностей обязательств сторон по договору на выполнение работ по восстановлению поврежденного и размытого дорожного полотна и покрытию из песчано-гравийного смеси, цели заключения договора (выполнения работ полностью, а не частично), а также принимая во внимание нарушение порядка заключения муниципального контракта, невозможность разграничения работ стоимостью 100 000 рублей (какие конкретные работы были выполнены) от общей цены договора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для частичного удовлетворения заявленных требований, в том числе 15 492 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно пункту 61.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7 от 05.06.1996 «Об утверждении регламента арбитражных судов» со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной. Поскольку, постановления от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13 опубликованы на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 08.08.2013, то есть до принятия решения от 25.11.2013, следовательно, суд первой инстанций неверно применили нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного акта, который подлежат отмене на основании пунктов 1 и 2 части 2, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на проигравшую сторону. Кроме того, определением суда от 25.12.2013 апеллянту предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с чем, она подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2013 по делу № А15-1248/2013 в части взыскания в пользу Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» с администрации муниципального образования «Унцукульский район» 100 000 рублей основного долга и 15 492 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами отменить, в удовлетворении данных требований Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» отказать. Изменить абцаз 4 решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2013 по делу № А15-1248/2013, изложив в следующей редакции: взыскать с Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» (ОГРН 1020500000091) в доход федерального бюджета 121 899,21 рублей государственной пошлины по иску и в пользу государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Дагестан» 3600 рублей стоимости судебной экспертизы. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2013 по делу № А15-1248/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с Унцукульской местной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «Ветеран» (ОГРН 1020500000091) в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий О.В.Марченко Судьи И.Н.Егорченко Г.В.Казакова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А20-4215/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|