Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2008 по делу n А15-860/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Ессентуки                                                   Дело №А15-860/07

                                                                         Рег. № 16АП-416/08

28 апреля 2008 года оглашена резолютивная часть постановления.

4 мая 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий: Цигельников И.А,

судьи: Винокурова Н.В., Фриев А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания

судьей Цигельниковым И.А.,

          рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Республиканского фонда обязательного медицинского страхования «Дагестан» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.01.2008 по делу №А15-860/07 (судья Цахаев С.А.),

при участии:

от Республиканского фонда обязательного медицинского страхования «Дагестан» - не явились;

от Правительства Республики Дагестан – не явились;

от Министерства финансов Республики Дагестан – не явились;

от ЗАО "Солидарность для жизни" – не явились;

от ЗАО "Макс-М" – не явились,

 

УСТАНОВИЛ:

       Республиканский фонд обязательного медицинского страхования «Дагестан» (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству финансов Республики Дагестан (далее – Минфин РД) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 38834519 руб. 38 коп., из которых 31146355 руб. недоимки, 7688164 руб. 38 коп. пени.  

       Определением суда от 23.08.2007 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены

ЗАО "Солидарность для жизни" и ЗАО "Макс-М".

       Определением суда от 16.10.2007 в качестве другого ответчика привлечено Правительство Республики Дагестан (далее – Правительство РД).

       Решением суда от 29.01.2008 в иске к Минфину РД отказано, иск к Правительству РД оставлен без рассмотрения. 

       Не согласившись с решением, фонд направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.  

       В обоснование своих требований, фонд указал, что отказывая в иске к Минфину РД суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что Минфин РД не является ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов, поскольку Минфин РД зарегистрирован в Республиканском фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика на неработающее населения Республики Дагестан. Также фонд указал, что выводы суда первой инстанции о несоблюдении претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора являются ошибочными, поскольку в отношении недоимок по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен судебный порядок взыскания. 

        В отзыве ЗАО "Макс-М" апелляционную жалобу поддержало по изложенным в ней основаниям, просило ее удовлетворить. В связи с невозможностью присутствия представителя ЗАО "Макс-М" просило апелляционную жалобу рассмотреть в отсутствие его представителя.

        В отзыве Минфин РД апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения.

        В отзыве ЗАО "Солидарность для жизни" апелляционную жалобу признало по изложенным в ней основаниям, просило ее рассмотреть в отсутствие его представителя.

        От фонда поступило заявление о согласии рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

        Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.

 Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права,  изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

         Как следует из материалов дела, между Правительством РД и страховыми медицинскими организациями ЗАО "Макс-М" и ЗАО "Солидарность для жизни" заключены договоры от 29.12.2004 об обязательном медицинском страховании неработающих граждан.

       Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по перечислению платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 2005 год у Правительства РД образовалась недоимка в размере 31146355 руб., что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с требованием о взыскании указанной суммы задолженности и соответствующих пеней в размере 7688164 руб. 38 коп.

        Отказывая в удовлетворении исковых требований к Минфину РД, суд первой инстанции исходил из того, что Минфин РД не является ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов, а выполняет лишь функции по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.   

        Согласно статье 17 Федерального закона от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в статье 19 которого установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.

       В соответствии с п.6 Правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Постановлением Правительства РД от 04.03.2005 №33 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее – Правила №33) при обязательном медицинском страховании страхователем для неработающих граждан является Правительство Республики Дагестан. Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения централизованно перечисляются Министерством финансов Республики Дагестан на счет РФОМС "Дагестан" за счет бюджетных средств, предусматриваемых на эти цели.

       Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что на Минфин РД возложены только функции по перечислению взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, являются правомерными. 

       В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2005» принятого Народным собранием Республики Дагестан от 30.11.2005 утвержден   республиканский бюджет Республики Дагестан на 2005 по расходам в сумме 21185942,42 тыс. руб. и по доходам в сумме 20702729,5 тыс. руб.

       Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан «Об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2005 год» принятого Народным Собранием Республики Дагестан от 30.01.2007 республиканский бюджет Республики Дагестан на 2005 год исполнен по доходам в сумме 20860499 тыс. руб., по расходам в сумме 21345924 тыс. руб. с превышением расходов над доходами в сумме 485425 тыс. руб.    

       В соответствии со ст. 55 Закона Республики Дагестан «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» от 06.06.2005 №23, если в процессе исполнения республиканского бюджета происходит снижение объема поступлений доходов республиканского бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита республиканского бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным республиканским бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Республики Дагестан вправе принять решение о введении режима сокращения расходов республиканского бюджета и ввести указанный режим.

       Материалами дела установлено, что в число указанных получателей средств республиканского бюджета попал и фонд, в связи с чем возникла задолженность по уплате страховых платежей на неработающее население за 2005 в сумме 31146330 руб.

       Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в иске к Минфину РД, поскольку материалами дела установлено, что причиной возникновения задолженности по уплате страховых взносов явилось решение Правительства РД о введении режима сокращения расходов республиканского бюджета. 

        Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования к Минфину РД подлежали удовлетворению, поскольку Минфин РД зарегистрирован в Республиканском фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Республики Дагестан, не принимаются апелляционным судом.

       Регистрация Минфина РД в фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов после заключения договоров от 29.12.2004, по которым возникла задолженность за 2005 год, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.

       Пунктами 1.1, 1.3, договоров от 29.12.2004 и в соответствии с положениями №33 страхователем и плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения является Правительство РД.

       Кроме того, пунктом 4.1 договоров от 29.12.2004 установлено, что ответственность за несвоевременное или неполное перечисление платежей на обязательное медицинское страхование несет Правительство РД. 

Требования фонда к Правительству РД оставлены судом первой инстанции без рассмотрения, в связи с тем, что фондом  не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при взыскании недоимок по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего население не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, не принимаются апелляционным судом. 

Согласно ч. 4 п. 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год", и п. 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 11.10.93, страхователь обязан производить страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 от квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" платежи на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее по тексту - Положение).

Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства Российской Федерации.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

В соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ при наличии недоимки налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направляется требование, которое должно содержать сведения о суммах задолженности и пеней, сроке их добровольной уплаты.

Из перечисленных норм следует, что действующим законодательством предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, связанных с уплатой страхователем в территориальный фонд страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, начисленных за их несвоевременную уплату.

Установив, что фонд до обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением не направлял в адрес Правительства РД требование об уплате пеней, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил заявление фонда без рассмотрения.

        При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

        Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

        Решение  Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.01.2008 по делу №А15-860/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд  Республики Дагестан.

                                                                                     

Председательствующий                                             И.А. Цигельников

Судьи                                                                           Н.В. Винокурова

                                                                                      А.Л. Фриев                                                                                                                                                                  

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2008 по делу n А63-16/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также