Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А63-1372/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 25 декабря 2013 года Дело № А63-1372/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.08.2013 по делу № А63-1372/2013 по заявлению ООО «Реммастер» (ИНН 2636052858 ОГРН 1072635019159, г. Ставрополь), к УФМС России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь), об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: от УФМС России по Ставропольскому краю – Кузнецов А.С. (по доверенности); от ООО «Реммастер» – Мишаков С.В., Исленок А.Г. (по доверенности). УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.08.2013, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью «Реммастер» (далее - ООО «Реммастер», общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы РФ по Ставропольскому краю (далее – УФАС, антимонопольный орган, управление) об оспаривании постановления от 01.02.2013 №111219 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). С управления взыскана 1 000 рублей расходов, понесенных обществом на оплату услуг по оказанию юридической помощи. Суд сделал вывод о том, что заключение трудового договора само по себе не означает привлечение и использование иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, поэтому отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность уведомления миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности. Доказательства, свидетельствующие о фактическом привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности, управление не представило. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и неверное применение норм материального права. В частности, податель жалобы считает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку лицо, привлекшее иностранного работника к трудовой деятельности на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, обязано в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, уведомить уполномоченные органы. При проведении документарной проверки управление установило, что общество нарушило порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, а именно не уведомило управление о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Рахманова И.Р. Управление также считает необоснованным взыскание с него судебных расходов. Ссылаясь на пункт 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», управление полагает, что судебные расходы должны взыскиваться за счет средств соответствующего бюджета, поэтому суд должен был привлечь к участию в деле в качестве ответчика финансовый или иной уполномоченный орган. Общество в отзыве считает апелляционную жалобу необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении. В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно. Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в результате документарной проверки, проведенной управлением 22.01.2013 на основании распоряжения управления от 21.12.2012 № 6/89, установлено, что общество нарушило порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации, а именно не уведомило управление о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Рахманова И.Р. По этому факту управление 22.01.2013 в присутствии руководителя общества, с учетом его письменных объяснений от 22.01.2013 составило протокол №№ 111219/103. Постановлением от 01.02.2013 № 111219 управление привлекло общество к административной ответственности в виде 400 тыс. рублей штрафа. Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии с частью 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Порядок и срок представления работодателями уведомления установлен пунктом 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (далее ? Порядок), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 № 147. Согласно пункту 2 Порядка работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Частью 3 статьи 18.15 Кодекса установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений). Таким образом, законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 7197/11). Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности. Заключение трудового договора само по себе не означает привлечение и использование иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, поэтому отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность уведомления миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 22.11.2011 № 7197/11 по делу № А40-82952/10-79-451. В примечаниях 1 и 2 к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 судам разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что административное производство по спорным постановлениям ограничилось докладной запиской о наличии заявлений иностранных граждан о продлении сроков миграционного учета и отсутствии уведомлений о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства общества о приеме на работу, опросом руководителя общества. Доказательств, свидетельствующих о фактическом привлечении названных выше граждан к трудовой деятельности, административный орган у Общества не истребовал, такие доказательства в материалах административного дела отсутствуют. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом не исполнена установленная нормами Федерального закона №115-ФЗ обязанность. Из материалов дела не усматривается, что имелось событие вмененного административного правонарушения. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В апелляционной жалобе управление указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка заявлениям иностранных граждан о продлении срока миграционного учета. Данный довод отклоняется апелляционным судом. Как видно из материалов дела, в указанных управлением заявлениях о продлении срока миграционного учета отсутствуют сведения о работодателе или заказчике работ, нет указаний на время, дату, период проведения работ, а также отсутствуют сведения об объекте и виде работ. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при назначении наказания административным органом не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность (отсутствуют) (абзац 3 страницы 3 постановления), в связи с чем основания для назначения наказания выше минимального (250000 руб.) Управлением не мотивированы, постановление в данной части вынесено с нарушением статьи 4.1 КоАП РФ. Довод Управления в апелляционной жалобе о необоснованности взыскания в пользу общества 1000 рублей судебных издержек, так как управление не может являться ответчиком по данному требованию, отклоняется. Судом первой инстанции правильно установлено, что по данному делу с административного органа взысканы не издержки по делу об административном правонарушении, а судебные расходы, вопросы распределения которых в соответствии со статьей 112 АПК РФ разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело. Согласно п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 г. № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителя в арбитражных судах» в случае, когда орган государственной власти (орган местного самоуправления) выступает в арбитражном суде в качестве стороны, требование другой стороны о возмещении понесенных судебных расходов подлежит удовлетворению за счет государственного (муниципального) органа. Стороной по делу о привлечении Общества к административной ответственности являлся орган государственной власти. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Вышеизложенное свидетельствует о правомерном удовлетворении судом требований общества. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка. При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.08.2013 по делу №А63-1372/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции. Председательствующий М.У. Семенов Судьи Л.В. Афанасьева Д.А. Белов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А22-1857/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|