Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А61-873/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А61-873/2013 

18 декабря 2013 г.         

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 г.,

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 г.

                                                                         

           

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,  

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления Правобережного района на решение Арбитражного суда Республике Северная Осетия – Алания от 16.09.2013 по делу № А61-873/2013,

по заявлению Администрации местного самоуправления Правобережного района,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания,

о признании незаконным решения и предписания Северо-Осетинского УФАС России по  делу №А-01/06-12-12 от 29.12.2012. (судья Базиева Н.М),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Администрации местного самоуправления Правобережного района обратилась с заявлением о признании недействительным решения и предписания Северо-Осетинского УФАС России по  делу №А-01/06-12-12 от 29.12.2012.

Решением Арбитражного суда Республике Северная Осетия – Алания от 16.09.2013 в удовлетворении требований отказано.

Решение мотивировано тем, что администрация, выдав разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, не объявила конкурс по отбору управляющей компании, чем нарушила требования части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации,  в связи с чем, антимонопольный орган правомерно принял решение о признании администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация подала апелляционную жалобу, в которой указывает, что суд неправильно применил нормы права, администрация не нарушала антимонопольного законодательства и не несет ответственность за не проведение конкурса, так как дома застраивались для передачи гражданам, попавшим в программу переселения из аварийных домов на праве собственности.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания (далее – УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган), уведомленное надлежащим образом (уведомление о вручении 05.11.2013 определения суда), отзыва не представило, представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела.

  Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение    Арбитражного суда Республике Северная Осетия – Алания от 16.09.2013 по делу № А61-873/2013 подлежит  отмене.

Из материалов дела усматривается.

Решением УФАС по РСО-Алания от 29.12.2012 по делу №А-01/06-12-12 (резолютивная часть объявлена 20.12.2012) АМС Правобережного района РСО-Алания признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон о защите конкуренции).

Согласно данному решению, нарушение выразилось в том, что администрация, выдав разрешение на ввод многоквартирных жилых домов в эксплуатацию   №41 от 31.10.2011 года, в нарушение требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  не провела открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления двумя возведенными трехэтажными жилыми многоквартирными домами по адресу: г. Беслан, ул. Победы, 65 «А», корпусы 1 и 2.  

На основании данного решения антимонопольный орган выдал Администрации предписание от 29.12.2012 №А-01/06-12-12, которым обязал Администрацию в срок до 11.02.2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления вышеуказанными жилыми многоквартирными домами.

Администрация обжаловала решение и предписание в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта   недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

В части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1).

В части 3 статьи 161 Кодекса закреплено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

В силу частей 1, 2 статьи 19 Кодекса собственниками помещений в многоквартирном доме могут являться граждане и юридические лица (частный жилищный фонд), Российская Федерация либо ее субъект (государственный жилищный фонд), муниципальные образования (муниципальный жилищный фонд).

В соответствии с частью 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 В соответствии с частью 13  статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом. (часть 13 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ).

В соответствии с частью 4 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с пунктом 3 Порядка (утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 10.09.2012) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Данная редакция действовала в период выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию и принятия оспариваемого  решения антимонопольного органа.

 Из совокупности приведенных норм следует, что конкурс проводится не самостоятельно, а только в соответствии с утвержденным порядком. Согласно законодательству, действующему на момент выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, и на момент принятия антимонопольным органом решения и предписания, порядок проведения конкурсов не предусматривал такого основания для проведения конкурса, как выдача свидетельства о вводе объекта в эксплуатацию.

Изменение законодательства произошло позднее.

  Частью 13 статьи 161 ЖК РФ (в редакции от 02.07.2013) предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса,

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А61-1915/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также