Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу n А18-576/07. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Отказать в призн. решений и действий (бездейст.) незаконными полностью

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2 т. (879-34) 6-03-31

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

                                                                                              Дело № А18-576/07

Апелляционное производство № 16АП-47/08 (1)

г. Ессентуки                                                                                                      

23 апреля 2008 года.                              

                                

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 года.

В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Луговой Ю. Б.,

судей Сулейманова З. М., Баканова А. П.,

при  ведении  протокола  судебного заседания судьей  Сулеймановым З. М.,

рассмотрев дело № А18-576/07 по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Управлению Федерального Казначейства по Республике Ингушетия о запрещении блокирования лицевых счетов,

УСТАНОВИЛ:

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – министерство, МВД по РИ) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о запрещении Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее – Управление, казначейство) блокировать лицевые счета министерства и его подведомственных подразделений на время получения заработной платы и текущих расходов ежемесячно в течение пяти рабочих дней по согласованию с министерством.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2007 года заявление министерства удовлетворено. Управлению запрещено производить действия по приостановлению осуществления операций по расходованию средств с лицевых счетов министерства, включая его подведомственные структурные подразделения, открытые в управлении при исполнении требований исполнительных листов по взысканию с министерства компенсационных выплат.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 года решение  Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2007 года по делу № А18-576/07 отменено. Дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения  дела  в арбитражном  суде первой  инстанции.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству апелляционный суд предложил заявителю - МВД по РИ  уточнить  заявленные требования.

Уточнив заявленные требования, МВД по РИ просит признать незаконными действия (бездействия) Управления Федерального казначейства по РИ по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов МВД и лицевых счетов его подведомственных подразделений, при исполнении исполнительных листов по взысканию с МВД компенсационных выплат.

Заявленные требования состоят в том, что УФК по РИ регулярно направляет в МВД по РИ уведомления о приостановлении операций по расходованию средств (федеральный бюджет задолжал МВД по РИ около 6 миллиардов рублей) в связи с неисполнением требований исполнительных документов. В результате действий УФК по РИ МВД по РИ не может полноценно функционировать, так как блокируются текущие расходы на ГСМ, по ст. 9 (агентура), командировочные расходы для сотрудников. Кроме того, более 4000 сотрудников системы МВД по РИ не могут своевременно получать заработную плату. Считает действия УФК по РИ противоречащими федеральному законодательству.

В отзыве на исковое заявление УФК по РИ указало, что действия УФК по РИ по приостановлению операций на лицевых счетах МВД по РИ произведены в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, заявление МВД по РИ не подлежит удовлетворению.

В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. От УФК по РИ поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд рассмотрел дело без участия представителей сторон в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев заявление, а также отзыв заинтересованного лица, исследовав материалы дела, апелляционный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по искам работников МВД по РИ районными судами РИ в период с 2004 года принято более 600 решений (выдано более 17 000 исполнительных листов) о взыскании с МВД по РИ задолженности по компенсационным выплатам за участие в зоне вооруженного конфликта. Решениями казначейства в связи с неисполнением МВД по РИ требований исполнительных листов на основании пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов МВД по РИ приостановлено до момента устранения нарушений.

Должник – МВД по РИ оспаривает действия казначейства о приостановлении операций по лицевым счетам ВМД по РИ, не оспаривая тот факт, что задолженность перед взыскателями действительно существует и исполнительные листы МВД по РИ не исполняются по той причине, что из федерального бюджета не выделяются средства на погашение образовавшейся задолженности.

В соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых ненормативных актов и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному акту; устанавливает, нарушают ли оспариваемые ненормативные акты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федерального казначейства, его территориальных органов вправе в установленных бюджетным законодательством случаях приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства получателям средств федерального бюджета.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, определен статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, нормой права предусмотрено направление Управлением Федерального казначейства должнику уведомления о поступлении исполнительного документа; предоставление должником в течение 10 дней со дня получения уведомления сведений об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации РФ; направление должником в орган Федерального казначейства платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

Апелляционный суд на основании исследования фактических обстоятельств по делу, оценки доказательств, применения норм материального права пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий казначейства требованиям закона.

Министерством не оспаривается образовавшаяся задолженность по исполнительным листам, выданным по делам о взыскании с МВД по РИ задолженности по компенсационным выплатам за участие в зоне вооруженного конфликта, а также тот факт, что требования исполнительных документов им не исполняются.

Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Данная мера воздействия на должника прямо предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации, не устанавливает дополнительного порядка приостановления операций и применяется независимо от наличия вины должника в задержке исполнения требований исполнительных документов.

Таким образом, довод заявителя о недостаточном финансировании его со стороны федерального бюджета судом не принимается.

Кроме того, определением от 03 марта 2008 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд предложил Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия представить доказательства отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных ассигнований для исполнения исполнительных листов, указанных в уведомлениях УФК по РИ, доказательства направления главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запроса-требования о необходимости выделения ему дополнительных объемов финансирования расходов в целях исполнения указанных исполнительных документов.

Данное определение суда министерством исполнено не было без уважительных причин, в связи с чем апелляционный суд принял решение по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Доказательств представления таких документов в орган Федерального казначейства министерством не представлено, в деле таких доказательств также не имеется.

Кроме того, в Письме Федерального казначейства от 6 апреля 2006 года № 42-7.1-15/149-9.2 «О порядке приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений при исполнении судебных актов» также указано, что в случае нарушения должником пунктов 3, 7 и 8 статьи 242.3 Кодекса, орган Федерального казначейства приостанавливает операции на лицевых счетах должника (по учету средств федерального бюджета и по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) независимо от того, за счет каких средств образовалась задолженность по исполнительному документу.

Приостановление операций на лицевых счетах должника осуществляется, согласно требованиям статьи 242.3 Кодекса, без вынесения представления, но с последующим уведомлением должника. Глава 24.1 Кодекса не устанавливает дополнительного порядка приостановления операций. Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 328, в данном случае не применяются, поскольку приостановление операций вытекает из прямой нормы, регламентированной Кодексом.

Следовательно, действия УФК по РИ по приостановлению осуществления операций по расходованию средств с лицевых счетов министерства, включая его подведомственные структурные подразделения, открытые в управлении при исполнении требований исполнительных листов по взысканию с министерства компенсационных выплат соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Определением Шестнадцатого арбитражного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу n А20-3506/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также