Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А63-18037/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки 02 сентября 2013 года Дело №А63-18037/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2013 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей: Годило Н.Н., Джамбулатова С.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.05.2013 по делу №А63-18037/2012 (судья Э.И. Орловский) по заявлению индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича г. Ессентуки (ОГРН 310265015200010) к администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901) третье лицо: комитет градостроительства администрации города Ставрополя (ОГРН 1052600294064), комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ОГРН 1022601934486), Чемянов Станислав Георгиевич г. Ставрополь; о признании бездействия незаконным и обязании провести аукцион по продаже права аренды земельного участка, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
У С Т А Н О В И Л: индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич (далее-предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя (далее - администрация) от организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 897 кв.м., местоположение: г.Ставрополь, ул. Мичурина, в районе дома №2/1 для размещения объекта спортивного назначения, и обязании провести аукцион по продаже права аренды земельного участка. Решением суда от 06.05.2013 в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с решением, предприниматель обратился в апелляционный суд с жалобой в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе приводит доводы о неполном исследовании судом всех обстоятельств дела, неправильном применении норм материального права. Указывает на то, что заключение договора аренды земельного участка с третьим лицом без проведения торгов и при наличии нескольких заявок, противоречит принципу эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Определением суда от 01.07.2013 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 21.08.2013. Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее – комитет) ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. От администрации поступило ходатайство об отложении судебного заседания на другой срок. Рассмотрев ходатайство, коллегия отклонила его ввиду отсутствия, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловных оснований для отложения судебного разбирательства. Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что принятое по делу решение подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 05.10.2012 в газете «Вечерний Ставрополь» №180 опубликовано извещение администрации о возможном предоставлении в аренду земельного участка для размещения объекта спортивного назначения площадью 897 кв.м., местоположение: г. Ставрополь, ул. Мичурина, в районе дома № 2/1. 16.10.2012 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка. Письмом от 15.11.2012 №6101-09/7-17/3 комитет отказал в удовлетворении заявления на том основании, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, указанных в пункте 10 Постановления главы города Ставрополя от 21.08.2008 №1999 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя». С заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в адрес администрации обратился также Чемянов С.Г. Постановлением администрации от 02.11.2012 №3466 ему предоставлен спорный земельный участок в аренду сроком на 5 лет. Соответствующий договор аренды №1550 заключен с ним 21.01.2013. Предприниматель считая, что действия администрации нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, так как препятствуют доступу к приобретению земельного участка, обратился в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как спорный участок уже предоставлен в аренду третьему лицу. Апелляционная коллегия считает указанный вывод суда ошибочным. В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Порядок предоставления земельных участков гражданам в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с действующей в спорный период процедурой, установленной статьей 34 Земельного кодекса лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 3, 4 статьи 34 ЗК РФ). Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 4 - 6 статьи 34 ЗК РФ). Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 №1549-О-О указал, что в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Применительно к настоящему спору регламентированная статьей 34 Земельного кодекса процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, обеспечивает соблюдение декларированных в названной статье принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка. Пунктом 18.22 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009 №691, предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам торгов при подаче в течение 15 дней с момента публикации информации в отношении земельного участка нескольких заявок. Таким образом, от количества заявок, поступивших по результатам публикации сообщения о предоставлении земельного участка, определяется порядок предоставления земельного участка. Из материалов дела следует, что в отношении спорного земельного участка имелось две заявки - от Чернышова В.Н. и Чемянова С.Г., однако администрация отдала предпочтение Чемянову С.Г. без процедуры проведения торгов, чем нарушило права и законные интересы Чернышова В.Н. Данные действия администрации являются незаконными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Поскольку оспариваемый отказ администрации в проведении торгов на право заключения договора аренды является незаконным, в качестве меры восстановления нарушенного права администрации необходимо решить вопрос об организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка. Учитывая, что Чемянову С.Г. земельный участок предоставлен с нарушением действующего законодательства, заключенный с ним договор аренды земельного участка №1550 от 21.01.2013 является ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ. С учетом изложенного, принятое по делу решение подлежит отмене, а заявленные требования предпринимателя – удовлетворению. Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе подлежат возмещению Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2013 по делу n А15-518/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|