Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу n А77-961/2012. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

28 августа 2013 года                                                                                   Дело № А77-961/2012                                    

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, дело по иску конкурсного управляющего открытого акционерного общества промышленно-производственная компания «Зодчий» Шахбулатова А.М. (г. Грозный, Чеченская Республика, ИНН 2014024340, ОГРН 1032001202530)

к казенному предприятию Чеченской Республики «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике» (г. Грозный, Чеченская Республика, ИНН 7736213970, ОГРН 1037739331717)

о взыскании задолженности,

с участием третьего лица: Чеченской Республики в лице Министерства территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики и Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики.

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества промышленно-производственная компания «Зодчий»: конкурсный управляющий Шахбулатова А.М.,

от казенного предприятия Чеченской Республики «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике»: представитель Накаев С.А. (по доверенности от 1/02 от 10.01.2013),

в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество промышленно – производственная компания «Зодчий» (далее по тексту – общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением о взыскании с казенного предприятия Чеченской Республики «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике» (далее по тексту – предприятие) задолженности в размере 225 741 364 рублей.

Решением суда от 09.11.2012 в удовлетворении требований отказано.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Определением от 26.07.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Одновременно, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чеченская Республикя в лице Министерства строительства Чеченской Республики и Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики. Судебное заседание назначено на 21.08.2013.

До рассмотрения дела, судом апелляционной инстанции установлен факт переименования Министерства строительства Чеченской Республики в Министерство территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики.

Поскольку, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствует специальная процессуальная норма, регламентирующая действия при изменении наименования юридического лица, участвующего в деле, рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости осуществления процессуальной замены применительно к статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

После объявленного перерыва, в судебном заседании представители сторон озвучили свои позиции по рассматриваемому делу.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела и оценив, представленные суду доказательства, выслушав мнение представителей сторон, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 21.01.2008 между обществом (подрядчик) и предприятием (заказчик) заключен договор намерения № 08/ДВ01, по условиям которого по которому подрядчик обязуется выполнить строительно-восстановительные работы по объектам, согласно приложению № 1 в объеме согласно пункту 2.1. данного договора, а заказчик произвести прием выполненной работы и произвести расчет по мере поступления целевых средств из федерального бюджета и иных поступлений на объекты, согласно приложению № 1.

Согласно приложению № 1 объектами, подлежащие восстановлению являются жилые дома, расположенные по ул. Чукотская, 36, ул. Заветы Ильича, 14, ул. Заветы Ильича, 18, ул. Ялтинская, 22, ул. Ялтинская, 24 (общежитие), ул. Ялтинская, 26, ул. Ялтинская, 28, ул. К. Маркса, 48/51, ул. Никитина, 55/36, ул. 10-я Линия, 30, ул. 10-я Линия, 32 в г. Грозном Чеченской Республики.

Согласно пункту 2.1 стоимость работ по указанным объектам будет определена после включения объектов в федеральную целевую программу или определения других источников финансирования, разработки проектно-сметной документации, положительного решения экспертизы и решении об утверждении.

Пунктом 3.1. расчет по договору производится по мере поступления целевых средств из федерального бюджета и иных поступлений на объекты, согласно приложениям.

Приемка выполненных работ до решения об утверждении проектно-сметной документации осуществляется оперативно, путем подписания акта сдачи-приемки (КС-2) и передачи сопроводительных документов на выполненную работу Заказчику (пункт 4.1 договора).

10.10.2008 между обществом (заказчик) и предприятием (проектировщик) заключен договор намерения № 09/ДВ-91, по условиям которого (проектировщик) обязуется разработать проектно-сметную документацию по следующим объектам, подлежащих восстановлению, находящиеся по адресу: ул. 10-я Линия, 30, ул. 10-я Линия, 32, ул. 10-я Линия, 47, ул. 10-я Линия, 49, гор. Маяковского, 63, гор. Маяковского, 64 в г. Грозном Чеченской Республики.

Пунктом 3.1 оплата выполненных работ по указанным объектам производится после включения их в федеральную целевую программу, подписания сторонами государственного контракта и по мере поступления целевых средств из федерального бюджета и/или иных поступлений.

26.03.2009 между предприятием (заказчик-застройщик) и обществом (подрядчик) заключен договор намерения № 09/ ДВ-12, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить строительно-восстановительные работы по объектам, согласно приложению № 1, в объеме согласно пункту 2.1. данного договора.

Согласно приложению № 1 объектами, подлежащие восстановлению являются: школа по ул. Сафонова, 13, 220 посадочных мест, школа по Петропавловскому шоссе, 220 посадочных мест в г. Грозном Чеченской Республики.

Стоимость работ по указанным объектам должна быть определена после включения объектов в федеральную целевую программу или определения других источников финансирования, разработки проектно-сметной документации, положительного решения экспертизы и решении об утверждении (пункт 2.1).

Пунктом 3.1. расчет по договору производится по мере поступления целевых средств из федерального бюджета и иных поступлений на объекты, согласно приложениям.

11.11.2009 и 13.05.2010 между предприятием (заказчик) и обществом (генеральный подрядчик) заключены государственные контракты № КР/03 и № 216/10, соответственно.

В соответствии с пунктом 1.1 указанных контрактов установлена обязанность сторон произвести взаиморасчеты по ранее выполненным генеральным подрядчиком строительно-восстановительным работам по объектам согласно приложению № 1.

Общий объем вложений на 2009 по контракту № КР/03 от 11.11.2009 на погашение кредиторской задолженности по объекту согласно приложению № 1 составляет 2 860 000 рублей, по контракту № 216/10 от 13.05.2010 составляет 1 416 800 рублей.

В пункте 4.1 государственных контрактов стороны определили принимать от генерального подрядчика для оплаты выполненных работ, услуг оформленные в установленном порядке акты выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3.

Согласно приложениям № 1 к государственным контрактам № КР/03 и № 216/10 объект, подлежащий строительно-восстановительным работам является жилой дом, по ул. З. Ильича, 14 в г. Грозном Чеченской Республики.

Обществом в период исполнения договорных обязательств выполнено работы на 225 741 364 рублей.

Неисполнение предприятием обязательств послужило основанием для обращения общества с заявленными требованиями в арбитражный суд.

В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 указанного Кодекса).

Следовательно, предварительный договор представляет собой лишь соглашение о намерении в будущем заключить сделку, в связи с чем, права и обязанности по предварительному договору в отношении предмета сделки у сторон не возникают.

Пунктами 9.4 договоров намерения № 08/дв01 от 21.01.2008 и № 09/ДВ -91 от 10.10.2008 установлено, что они вступает в силу с момента их подписания и действуют до 31.12.2008, а пунктом 9.4. договора намерения № 09/ДВ-12 от 26.03.2009 срок действия договора установлен до 31.12.2009.

Во исполнение договоров намерения обществом представлены в материалы дела акты приемки выполненных работ от 25.10.2008, от 13.05.2010 по следующим объектам: жилой дом по ул. З. Ильича, 14 в г. Грозном, за отчетный период – октябрь, ноябрь, от 11.11.2009; жилой дом по ул. 10 линия, 32 в г. Грозном; от 25.10.2008 по объекту по ул. Ялтинская, 28 в г. Грозном; от 25.10.2008 по объекту по ул. Ялтинская, 24 в г. Грозном; от 25.11.2008 по объекту по ул. Никитина, 55/36 в г. Грозном, а также акты приемки выполненных работ без указания даты по объекту, находящегося по ул. 10 линия, 30 в г. Грозном.

По объектам, находящиеся по ул. Чукотская, 36, ул. Заветы Ильича, 18, ул. Ялтинская, 22, ул. Ялтинская, 26, ул. К. Маркса, 48/51, в г. Грозном Чеченской Республики, по ул. Сафонова, 13, по Петропавловскому шоссе, 220 в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции не представлено.

Суд исследовал обстоятельства заключения и исполнения указанного договора и приходит к выводу о том, что указанные договоры являются предварительными договорами между обществом и предприятием о заключении в будущем государственного контракта, поскольку договоры намерения предусматривали выполнение работ для государственных нужд.

Однако, основной договор на выполнение строительно-восстановительных работ заключен не был, следовательно, у общества отсутствовали законные основания для осуществления работ, предусмотренных договорами намерения № 08/дв01 от 21.01.2008, № 09/ДВ -91 от 10.10.2008, № 09/ДВ-12 от 26.03.2009.

Вместе с тем, 11.11.2009 и 13.05.2010 на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее по тексту - Закон о размещении заказов) предприятие заключило с обществом государственные контракты № КР/03 и № 216/10 на оплату выполненных подрядных строительно-восстановительных работ.

В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 1 Закона о размещении заказов, данный закон, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о размещении заказов содержит императивные нормы, устанавливающие исчерпывающий перечень способов размещения заказов (путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона; без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах), а также нормы, регулирующие размещение заказов без проведения торгов в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 10 указанного Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

В статье 55 Закона о размещении заказов установлены случаи

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 по делу n А63-695/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также