Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу n А61-87/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

31 июля 2013 года                                                                                        Дело № А61-87/2012                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Марченко О.В.,

судей: Казаковой Г.В., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.05.2013 по делу № А61-87/2012

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674)

о признании незаконными уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

с участием третьего лица: Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия

в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту – ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Управление Росреестра) о признании незаконным уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 3.

Решением суда от 01.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012, в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2012 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Решением от 15.05.2013 суд признал незаконным отказ государственной регистрации права федеральной собственности на объект недвижимости – Русский драматический театр (литера А, А1, А2,А3,А 4, А 5, а 1), расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3, как несоответствующий Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 и обязал Управление Росреестра зарегистрировать право Российской Федерации на указанный спорный объект. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Управление Росреестра не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 15.05.2013 по делу № А61-87/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что 13.05.2011 ТУ Росимущества обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - Республиканский русский драматический театр (литеры А, А1, А2, А3, А4, А5, а1), расположенное по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3.

В качестве правоустанавливающего документа представлено постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» № 1327 от 30.08.1960, приложены кадастровый паспорт на объект и выписка из реестра федерального имущества.

25.05.2011 регистрирующим органом направлен запрос в Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания о представлении сведений о том, является ли театр объектом культурного наследия.

В ответ на запрос Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания сообщил, что указанный объект недвижимости является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности, охранное обязательство с ГУК «Академический русский театр им. Е.Б. Вахтангова» не заключено по причине отсутствия у пользователя правоустанавливающих документов.

29.06.2011 государственная регистрация приостановлена до 28.09.2011 для представления дополнительных документов. Одновременно, в адрес заявителя направлено уведомление № 09/073/2011-489.

24.09.2011 сообщением № 09/073/2011-489 ТУ Росимущества отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Полагая, что Управлением Росреестра незаконно отказано в государственной регистрации, ТУ Росимущества обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту – Закон о госрегистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 указанного Закона прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о госрегистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 указанного Закона).

Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002.

Согласно пункту 1 статьи 48 указанного Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при обращении в регистрирующий орган в качестве оснований для регистрации ТУ Росимуществом представлено постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960, содержащее обозначение объекта – «Дом, в котором на съезде Советов Терской области в 1920 г. была провозглашена Советская автономная Горская республика», адрес объекта: Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе, Театральная площадь, 3. В письме Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия указано, что строение, расположенное по адресу: г. Владикавказ, площадь Ленина, 3 - здание русского театра (Дом, в котором на съезде Советов Терской области в 1920 провозглашена Советская автономная Горская республика), является объектом культурного наследия.

Следовательно, здание «Дом, в котором на съезде Советов Терской области в 1920 году была провозглашена Советская Автономная Горская республика» является историческим памятником, подлежащим охране как памятник государственного значения, и находится по адресу: Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе, Театральная площадь, 3.

Согласно справке Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа №1716-2908 от 20.03.2012, площадь Театральная, 3 переименована на основании решения Исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся от 21.10.1957 (протокол № 580).

На основании постановления администрации местного самоуправления г. Владикавказа № 225 от 03.05.2000 Республиканскому государственному учреждению культуры - Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр им. Е.Вахтангова Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания г. Владикавказ, пл. Ленина, 3.

Согласно выписке из реестра федерального имущества № 204/3 от 21.07.2010 здание «Театр драматический, 1870 г. арх. Русановский» внесено в реестр федерального имущества и располагается по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пл. Ленина, 3 .

10.10.2012 Республиканскому государственному учреждению культуры - Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр им. Е.Вахтангова Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания выдано охранное обязательство № 03/12ф на пользование объектом культурного наследия, утвержденное Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что объект, заявленный на регистрацию, и объект, обозначенный в постановлении Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960, являются тождественными, поскольку имело место изменение наименования площади Театральной на площадь Ленина в г. Владикавказе (Орджоникидзе), является обоснованным.

Данные обстоятельства являются общеизвестным фактом, которые в силу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежат.

Кроме того, объект находится в пользовании Государственного бюджетного учреждения культуры Академический Ордена Трудового Красного Знамени Русский театр им. Е.Вахтангова Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно установил, что в представленных на регистрацию документах содержатся достаточные данные, позволяющие определенно установить подлежащий регистрации объект, в связи с чем, у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.

Согласно пункту 3 статьи 20 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997, при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении почтовому адресу. При наличии в таком заявлении указания о предоставлении сообщения об отказе в государственной регистрации прав в электронной форме указанное сообщение также направляется по адресу электронной почты, указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя.

Судом первой инстанции установлено, что в адрес ТУ Росимущества сообщение об отказе в государственной регистрации прав направлено не было.

Между тем, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции регистрирующий орган вручил ТУ Росимущества уведомление об отказе в государственной регистрации прав, следовательно, предмет спора в части требований о признании незаконным уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выразившегося, в том числе, в ненаправлении сообщения об отказе в государственной регистрации, отсутствует.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказал.

В связи с изложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 15.05.2013 по делу № А61-87/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.05.2013 по делу № А61-87/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                        О.В.Марченко

Судьи                                                                                                                       Г.В.Казакова

                                                                                                                      Е.Г.Сомов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу n А15-899/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также