Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу n А25-299/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                          

16 июля 2013 года                                                                                        Дело № А25-299/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2013 по делу № А25-299/2013 (судья Дышекова А.С.) по заявлению ООО фирма «Меркурий-2» (ИНН 0901049971 ОГРН 1020900509167, а. Адыге-Хабль) к УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000677 ОГРН 1040900966930, г. Черкесск)

об оспаривании решения,

при участии в судебном заседании: от ООО фирма «Меркурий-2» – Мамижева Р.Я. по доверенности от 19.02.2013; от УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике Голубничей Л.П. по доверенности от 17.04.2013 № 04-1-12/1962@,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2013 удовлетворено заявление ООО фирма «Меркурий-2» (далее – заявитель, Общество) к УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании решения от 26.11.2012 №539 о проведении повторной выездной налоговой проверки. Суд указал на несоответствии оспариваемого решения законодательству о налогах и сборах Российской Федерации и нарушении им законных прав и интересов Общества.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда полностью и отказать в удовлетворении заявления Общества. Апеллянт ссылается на законность оспариваемого решения, поскольку оно принято в соответствии с формой, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, а так же с подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

Общество в отзыве считает апелляционную жалобу необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Общество зарегистрировано 25.10.2002 в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер 1020900509167) и поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.02.2013 №82, свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 09 №000200909, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 09 №000461050 (т.1 л.д.15-16, 31-61).

Как следует из материалов дела, на основании решения от 06.07.2009 №42 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Инспекция) была проведена плановая выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль организаций; земельного налога; транспортного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 06.07.2010; единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой проверки от 06.09.2012 №42 (т.1 л.д.92-151), вынесено решение от 28.09.2010 №44 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены соответствующие сумы налогов, пени и штрафов (т.2 л.д.1-20).

На основании решения от 18.10.2011 №107 Инспекцией была проведена плановая выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль организаций; земельного налога; транспортного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2010; налога на доходы физических лиц за период с 06.07.2010 по 18.10.2011.

По результатам проверки составлен Акт плановой выездной налоговой проверки от 08.12.2011 №102 (т.2 л.д.21-82), вынесено решение от 30.12.2011 №98 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены соответствующие сумы налогов, пени и штрафов (т.2 л.д.88-107).

В соответствии с решением от 05.07.2012 №56 Инспекцией была проведена плановая выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль организаций; земельного налога; транспортного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2011; налога на доходы физических лиц за период с 18.10.2011 по 05.07.2012.

По результатам проверки составлен Акт плановой выездной налоговой проверки от 04.09.2012 №49 (т.2 л.д.108-162), вынесено решение от 30.12.2011 №98 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены соответствующие сумы налогов, пени и штрафов (т.2 л.д.88-162).

Решением заместителя руководителя Управления от 26.11.2012 №539 назначена повторная выездная налоговая проверка Общества за те же периоды по тем же налогам: 2009-2011 годы по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль организаций; земельного налога; транспортного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2012; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 05.07.2012; единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 на основании подпункта 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ в порядке контроля за деятельностью Инспекции.

В соответствии со статьями 137 и 138 НК РФ Общество обжаловало решение Управления в арбитражный суд.

Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Исходя из принципа законности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, изложенного в подпункте 5 пункта 2 статьи 1, подпунктах 10, 11 пункта 1 статьи 21, подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ, должностные лица налоговых органов при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться нормами НК РФ, поскольку полномочия налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Кодексом.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налоговые органы проводят выездные налоговые проверки.

Статьей 82 НК РФ установлено, что налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, проводимого налоговыми органами в целях исполнения возложенных на них обязанностей в пределах предоставленных им полномочий.

Проведение повторных выездных налоговых проверок допускается только по основаниям и в порядке, установленным в пункте 10 статьи 89 Кодекса.

В силу пункта 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, и, соответственно, имеет целью обеспечение законности и обоснованности принимаемых им решений. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Наличие поводов (мотивы) для назначения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля определяет вышестоящий налоговый орган.

С учетом изложенного, обязанность по доказыванию обоснованности проведения повторной налоговой проверки налогоплательщика возлагается на налоговый орган.

В пункте 5 статьи 89 Кодекса установлен запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Судом установлено, что основанием для назначения Управлением повторной выездной налоговой проверки Общества явилась служебная записка начальника контрольного отдела №1 от 21.11.2012 №09-1-38/67.

Предметом контроля вышестоящим налоговым органом могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений.

Как видно из материалов дела, и исходя из предмета повторной выездной проверки Общества, обстоятельств и финансово-хозяйственных операций, исследовавшихся в ее рамках, эти задачи Управление не реализовывало.

Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», статье 31 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Решения нижестоящей Инспекции о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений налогового законодательства, принятые по материалам выездных налоговых проверок за период с 01.01.2009 по 05.07.2012 вступили в законную силу, не были отменены Управлением, доначисленные по указанным решениям суммы задолженности, уплачены в бюджет.

В оспариваемом решении от 26.11.2012 №539 Управлением не приведены доводы о том, что первоначальные проверки Общества за 2009-2011 годы проведены не полностью, без учета указанных в письме Федеральной налоговой службы России от 31.07.2007 №06-1-04/505, критериев оценки рисков (отражение в бухгалтерской или иной налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов либо убытков; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов; выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации; отражение расходов в размере, максимально приближенном к сумме полученного дохода и т.д.).

При рассмотрении настоящего дела Управлением не доказано, что первоначальные проверки Общества с учетом указанных критериев оценки рисков являлись неэффективными, носили фрагментарный характер и не были направлены на проверку этих обстоятельств.

Оспариваемое решение налогового органа не содержит выводов о необходимости проведения повторной проверки вышестоящим налоговым органом.

В материалы дела не представлены доказательства того, что ее целью является контроль за нижестоящим налоговым органом, фактически действия Управления направлены на взыскание с Общества налогов, которые, по мнению Управления, необоснованно не доначислены нижестоящей налоговой инспекцией при проведении первичных плановых выездных налоговых проверок. Этот вывод подтверждается служебной запиской от 21.11.2012 №09-1-38/67 начальника контрольного отдела №1, представленной в материалы дела (т.3 л.д.36-40).

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд обоснованно посчитал, что налогоплательщик вправе рассчитывать на качественное проведение первоначальной выездной налоговой проверки, с учетом того, что пунктом 5 статьи 89 Кодекса установлен запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» разъяснил, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с чем, суд верно принял довод заявителя о том, что отсутствие в решении Управления от 26.11.2012 №549 о проведении повторной налоговой проверки оснований для назначения повторной проверки лишает Общество возможности ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, гарантированные частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

При этом контроль за деятельностью налогового органа в рамках повторной выездной налоговой проверки, результаты и последствия этого контроля непосредственно затрагивают и законные интересы Общества, поскольку Управление, осуществляя повторную выездную налоговую проверку с целью контроля деятельности нижестоящего налогового органа, фактически заново и в полном объеме проверяет деятельность заявителя за те же

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу n А63-15409/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также