Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А22-2910/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

08 июля 2013 года                                                                                                Дело № А22-2910/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Казаковой Г.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания Алмазовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.04.2013 по делу  № А22-2910/2012 (судья Челянов Д.В.)

по исковому заявлению открытого акционерного общества «Калмгаз» (ИНН – 0814042970, ОГРН - 1030800746206)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия,

третьи лица – Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Юстинскому району, Министерство финансов Республики Калмыкия,

о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за потребленный газ педагогическим работникам Юстинского района Республики Калмыкия в период за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2010 года в сумме 741 064 руб. 57 коп.,

без участия представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Калмгаз» (далее – общество, истец) обратилось в арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов России и Управления Федерального казначейства по  Республике Калмыкия (далее - ответчик) о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленный газ педагогическим работникам Юстинского района Республики Калмыкия в размере 741 064 руб. 57 коп.

Исковые требования обоснованы тем, что на основании государственного контракта № 91 от 11.01.2010 на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам, заключенного между истцом, Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и Отделом социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Юстинскому району, в соответствии с абзацем  3 пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», истец в период с января - июль 2010 года оказал услуги по предоставлению газа педагогическим работникам Юстинского района Республики Калмыкия на общую сумму 2 469 039 руб. 22 коп. (с учетом НДС в размере 18 %). Однако Отделом социальной защиты населения МЗ и СР РК по Юстинскому району РК частично оплачена стоимость поставленного газа на сумму 1 727 974 руб. 65 коп., задолженность в размере 741 064 руб. 57 коп. осталось не погашенной, в связи с чем, истцу причинены убытки. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов, за предоставленные коммунальные услуги, обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращена только путем его исполнения.

В соответствии со статьями 15,16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Определением суда от 12.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно спора, привлечены: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее – Министерство здравоохранения), Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Юстинскому району (далее – отдел социальной защиты), Министерство финансов Республики Калмыкия (далее – Минфин РК) (т.1, л.д. 1-2).

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.04.2013 по делу № А22-2910/2012 исковые требования удовлетворены частично, с Российской  Федерации  в  лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу открытого акционерного общества «Калмгаз»  взысканы убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам Юстинского района Республики Калмыкия, по государственному контракту на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам от 11.01.2010 № 91 за январь - июль 2010 года в размере 628 020 руб. 82 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 560 руб. 41 коп., всего - 643 581 руб. 23 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований ОАО «Калмгаз» отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за поставленную тепловую энергию, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению затрат суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с указанным решением суда от 04.04.2013 по делу № А22-2910/2012, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка в сфере образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили, истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено без участия представителей сторон и третьих лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.04.2013 по делу № А22-2910/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Калмгаз» (поставщик), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (заказчик) и Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Юстинскому району (плательщик) заключили государственный контракт на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работникам от 11.01.2010 № 91, по условиям которого плательщик поручил, а поставщик обязался предоставить льготы по поставке природного газа, по фактически произведенным расходам природного газа потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании представленных плательщиком реестров (т. 1, л.д. 6-8).

Во исполнение государственного контракта истец осуществил поставку природного газа педагогическим работникам Юстинского района в январе 2010 года в количестве 236488 куб. м на сумму 583 572 руб. 89 коп., в феврале 2010 года - в количестве 301093 куб. м  на сумму 746 188 руб. 49 коп., в марте 2010 года - в количестве 247740 куб. м на сумму 612 371 руб. 71 коп., в апреле 2010 года - в количестве 149915 куб. м  на сумму 426 358 руб. 04 коп., в мае 2010 года - в количестве 2984 куб. м на сумму 19 075 руб. 08 коп., в июне 2010 года - в количестве 1638 куб. м на сумму 15 783 руб. 90 коп., в июле 2010 года - в количестве 1542 куб. м на сумму 65 689 руб. 11 коп., всего на общую сумму 2 469 039 руб. 22 коп.

Отдел социальной защиты произвел частичную оплату предоставленного истцом природного газа за указанный период в размере 1 727 974 руб. 65 коп., задолженность по оплате поставленного газа составляет 741 064 руб. 57 коп., что подтверждается сверкой взаимных расчетов между поставщиком и плательщиком по состоянию на 01.08.2010 (т.1. л.д. 48).

В связи с тем, что обществу неполученные доходы в сумме 741 064 руб. 57 коп. не компенсированы, истец обратилось с иском в суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела                         и Министерством Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республики Калмыкия не оспариваются.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение такой обязанности на субъект Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2013 по делу n А15-169/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также